1. какие особенности творчества о. мессиана свидетельствуют о его философской направленности? 2. какие идеи и смыслы претворяются в «турангалиле-симфонии» о. мессиана? 3. послушайте фрагменты из «турангалилы-симфонии». как распределяется содержание, воплощённое в слове турангалила, между v и vi частями? аргументируйте свой ответ. 4. при прослушивании произведения обратите внимание на оркестровку, выразительность отдельных тембров. группа каких музыкальных инструментов является приоритетной во фрагменте «ликование звёзд»? подумайте почему. 5. за счёт какого ритмического приёма, использованного в vi части симфонии, достигается эффект длящегося состояния? 6. в чём вы видите черты образного сходства и отличия между двумя произведениями искусства – музыкальным фрагментом «сад сна любви» о. мессиана и картиной «жёлтая нирвана. кувшинки» к. моне?
Сказка «Говорящие оценки». Один мальчик очень плохо учился. Бабушка пыталась ему но мальчишка отказывался. Он любил играть на компьютере, сидеть в интернете. Уроки он делал буквально за 5 минут. Бабушка однажды сказала ему, что дождется он говорящих оценок, тогда узнает, зачем люди учатся. Внук долго смеялся. В пятницу учитель выдала дневники, в которых были выставлены оценки за неделю. Мальчишка решил посмотреть их до того, как отдаст подписывать маме. Открыл дневник и испугался. Каждая оценка рассказывала, за что она получена. Двойка по математике за задачу, где в ответе получилось ползайца и пол-лисы. Такой «уродец» убежал в лес пугать зверей. Двойка по географии говорила, что аборигены оказались среди снегов и превратились в сосульки. Тройка по музыке пела песню из строчек разных текстов. Оценки радовались, что их услышат родители хозяина дневника. Мальчишка стал уговаривать их замолчать, обещал показать интересный ролик из интернета. Оценки объяснили лентяю, что молчать могут только пятерки. Они гордые и важные. Немногословны четверки, они стараются быть похожими на пятерки, а вот тройки и двойки болтают без умолку. А больше всех говорит единица. Вот было бы здорово, если бы мальчишка на следующей неделе получил единицу. Им такая подружка была очень нужна. Испугался мальчишка. Захлопнул дневник, сел за уроки неделя, оценки получил совершенно другие. Открыл дневник, стал прислушиваться – тишина. Перевернул страницу назад – опять болтовня. Взял скрепку, сжал страницы с плохими оценками и решил их больше никогда не получать.
.
В мелодии рассказчика преобладают аккордовые звуки, ходы на квинту, кварту; это придаст ей характер драматической декламации В партиях отца и ребенка драматизм чувств выражен усиленной хром атизацией мелодии, обострением речитативно-декламационных оборотов, напряженностью самой высокой тесситуры, особенно в партии ребенка.
Транскрипция.
Тема отчаявшегося отца зазвучала в низком регистре, а стенания младенца- в высоком.
Сцены с Лесным царём более лиричны. а финал - безысходен и потому особенно трагичен