1. Чем объяснить, что сюита начинается и заканчивается одной и той же пьесой?
a. Образное содержание музыки
2. Послушай пьесу «Тройка».
Чем вступление по своему характеру отличается от первой темы пьесы?
Что хотел передать композитор в этой музыке?
3. Послушай пьесу «Вальс».
Сколько здесь мелодий? Какой образ они создают в твоём воображении?
Есть ли в повести Пушкина описание бала?
4. Послушай пьесу «Романс».
По интонациям диалога, беседы, разговора определи, портреты каких героев рисует музыка?
Почему в кульминации главную тему композитор поручает трубе?
Это воспоминание о безвременно ушедшем Владимире, мечты о несостоявшемся счастье героини или….?
5. Какие пьесы из сюиты можно отнести к лирическим, а какие к драматическим образам? Почему?
Знаки при ключе : фа# до#
Тритоны :
Ув4 соль до - м6 фа ре
Ум5 до соль - б3 ре фа
Ув4 си бемоль ми - б6 ля фа
Ум5 ми си бемоль - м3 фа ля
Характерные интервалы :
Ув2 си бемоль до - ч4 ля ре
Ум7 до си бемоль - ч5 ре ля
Ум4 фа си бемоль - м3 фа ля
Ув5 си бемоль фа - б6 ля фа
Объяснение:
Тритоны Ум5 и ув4 строятся в натуральном мажоре на 7 и 4 ступенях, в гармоническом мажоре - на 2 и 6 пониженной ступенях.
Характерные интервалы Ув2 и Ум7 строятся в гармоническом мажоре на 6 пониженной и 7 ступенях, Ув5 и Ум4 - на 6 пониженной и 3 ступенях.
В отличие от многих последующих симфоний Малера она чисто инструментальна, хотя композитор использует в ней материал нескольких своих песен из цикла «Песни странствующего подмастерья».
Симфония не имеет отчетливо сформулированной программы (Малер снял первоначальное название «Титан», связанное с романом Жан–Поля), хотя композитор пояснил ее идею в одном из писем. Главный конфликт симфонии – разлад героя-романтика с житейской пошлостью и лицемерием.
4-х частный цикл симфонии сюжетно разделяется на 2 раздела. В первом (части I и II), названном «В дни юности», отношения «героя» с действительностью еще не конфликтны, здесь раскрываются картины природы и народного быта. Второй раздел, под названием «Человеческая комедия» (III и IV части), посвящен осуждению и преодолению зла и фальши, которые внезапно открываются перед человеком. И лишь в результате долгой, мучительной борьбы он вновь обретает утраченную Гармонию.
Симфонию открывает пейзаж – картина пробуждающейся природы в медленном вступлении. Словно из предрассветной тишины возникают фанфары охотничьего рога (кларнеты), голоса птиц (точная имитация клича кукушки у кларнета–solo), неясный нарастающий гул. Подобно бетховенской «Пасторальной симфонии», Малер показывает становление человека в тесном общении с природой.
Во вступлении содержатся интонационные «зерна» важнейших образов всей симфонии: начальный нисходящий квартовый ход у деревянных духовых будет играть роль «лейтмотива природы»; ч.4 станет интонационной основой Г.П. I части, темы лендлера во II части, basso ostinato в Траурном марше, главной партии финала.