Тема "мораль" и "нравственность" возникла почти случайно в одном из послешкольных обсуждений с Наталией Хафизовой. По поводу чего-то я задал Наталии вопрос, в котором оказалось выражение "общественная нравственность", – совершенно естественное для меня и, как выяснилось, просто противоестественное для Наталии. Сейчас трудно проследить участь того вопроса, однако тема соот-ношения понятий, а Наталия полагает, что и феноменов "мораль" и "нравственность" получила некоторое развитие. По опыту работы с разными студентами и слушателями я знаю, что при приступании к этике этот вопрос нередко возникает, а порой и довольно активно; и я подумал, что случившийся у нас обмен мнениями может стать поводом для более широкого обсуждения. Я попросил Наталию как-то резюмировать наш обмен мнениями, и она сделала вполне представительную выборку из нашей переписки. Вот, что получилось: Наталия Хафизова: …услышав от Вас словосочетание «общественная нравственность», которое резануло мой слух, я задумалась не на шутку. Вопрос оказался не только интересным сам по себе, но и сложным, так что заставил поразмыслить над некоторыми этическими понятиями. Мне ка-жется, что с обществом более связаны такие понятия как мораль и нравы, нравственность же – характеристика индивидуального сознания. Что Вы мне на это можете сказать? Рубен Апресян: У этих слов самих по себе, как они существуют в естественном языке, да и в специально философском языке, нет определенного, внятного и интуитивно очевидного содержания. Необходима концептуализация, в смысле работа по простраиванию понятий, т.е. теория. Можно построить такую теорию, а можно другую; но все равно нужно будет договориться относительно употребления терминов. Помню, что я особенно внимательно отнесся к этой проблеме лексическисемантической дифференциации основополагающих этических терминов после нескольких выступлений А.А.Гусейнова рубежа 1970-1980-х годов (См., в частности, его статью "Мораль", вышедшую в составе монографии "Общественное сознание и его формы", 1986); но он сам довольно быстро отказался от этого терминологического разведения (См. его "Введение в этику", 1985). В то время, приступая к курсу этики в разных по составу аудиториях и даже перед популярными лекциями на этические темы в совсем неподготовленных аудиториях, я неоднократно просил студентов или слушателей дать свое понимание слов "мораль" и "нравственность". Именно результаты тех нерепрезентативных опросов привели меня к выводу, что в обычной, живой речи термины "мораль" и "нравственность" не имеют строгих значений. В энциклопедическом словаре "Этика" даны все три статьи: "мораль", "нравственность", "нравы", и термины "мораль" и "нравственность" намеренно представлены как тождественные. Н.Х.: Эти статьи в Словаре оставили у меня впечатление некой неопределенности, путаницы в понимании и употреблении этих понятий. Поэтому все же попытаюсь кратко определить их, показать свое понимание. Мораль – это совокупность норм и ценностей, детерминирующих и регулирующих поведение людей с целью создания условий для стабильного функционирования и/или развития общества. Нравственность – совокупность интериоризированных моральных норм и их индивидуально-личностных смысловых оттенков или вновь открытых смысловых горизонтов собственного существования с целью оптимальной самореализации. Нравы – результат практической реализации морали и нравственности в допустимом обществе минимуме. Взаимоотношения этих сферпонятий можно выразить так. Если под моралью понимать существующую систему норм и практики (нравов), то нравственность может ценностно и противостоять морали (так, можно быть аморальным, но нравственным). Если мораль понимать в качестве формы общественного сознания, поднимающего вопросы о добре и зле, высшем благе, пользе, вреде и т.п., то нравственность – индивидуальная составляющая этого сознания. Для человека, быть моральным является относительно безопасного существования в обществе, быть нравственным ос-мысленного свободно ответственного существования в мире. В общем, мне кажется, я еще больше запуталась.
Рубен Апресян
Тема "мораль" и "нравственность" возникла почти случайно в одном из послешкольных обсуждений с Наталией Хафизовой. По поводу чего-то я задал Наталии вопрос, в котором оказалось выражение "общественная нравственность", – совершенно естественное для меня и, как выяснилось, просто противоестественное для Наталии. Сейчас трудно проследить участь того вопроса, однако тема соот-ношения понятий, а Наталия полагает, что и феноменов "мораль" и "нравственность" получила некоторое развитие. По опыту работы с разными студентами и слушателями я знаю, что при приступании к этике этот вопрос нередко возникает, а порой и довольно активно; и я подумал, что случившийся у нас обмен мнениями может стать поводом для более широкого обсуждения. Я попросил Наталию как-то резюмировать наш обмен мнениями, и она сделала вполне представительную выборку из нашей переписки. Вот, что получилось:
Наталия Хафизова: …услышав от Вас словосочетание «общественная нравственность», которое резануло мой слух, я задумалась не на шутку. Вопрос оказался не только интересным сам по себе, но и сложным, так что заставил поразмыслить над некоторыми этическими понятиями. Мне ка-жется, что с обществом более связаны такие понятия как мораль и нравы, нравственность же – характеристика индивидуального сознания. Что Вы мне на это можете сказать?
Рубен Апресян: У этих слов самих по себе, как они существуют в естественном языке, да и в специально философском языке, нет определенного, внятного и интуитивно очевидного содержания. Необходима концептуализация, в смысле работа по простраиванию понятий, т.е. теория. Можно построить такую теорию, а можно другую; но все равно нужно будет договориться относительно употребления терминов. Помню, что я особенно внимательно отнесся к этой проблеме лексическисемантической дифференциации основополагающих этических терминов после нескольких выступлений А.А.Гусейнова рубежа 1970-1980-х годов (См., в частности, его статью "Мораль", вышедшую в составе монографии "Общественное сознание и его формы", 1986); но он сам довольно быстро отказался от этого терминологического разведения (См. его "Введение в этику", 1985). В то время, приступая к курсу этики в разных по составу аудиториях и даже перед популярными лекциями на этические темы в совсем неподготовленных аудиториях, я неоднократно просил студентов или слушателей дать свое понимание слов "мораль" и "нравственность". Именно результаты тех нерепрезентативных опросов привели меня к выводу, что в обычной, живой речи термины "мораль" и "нравственность" не имеют строгих значений. В энциклопедическом словаре "Этика" даны все три статьи: "мораль", "нравственность", "нравы", и термины "мораль" и "нравственность" намеренно представлены как тождественные.
Н.Х.: Эти статьи в Словаре оставили у меня впечатление некой неопределенности, путаницы в понимании и употреблении этих понятий. Поэтому все же попытаюсь кратко определить их, показать свое понимание. Мораль – это совокупность норм и ценностей, детерминирующих и регулирующих поведение людей с целью создания условий для стабильного функционирования и/или развития общества. Нравственность – совокупность интериоризированных моральных норм и их индивидуально-личностных смысловых оттенков или вновь открытых смысловых горизонтов собственного существования с целью оптимальной самореализации. Нравы – результат практической реализации морали и нравственности в допустимом обществе минимуме. Взаимоотношения этих сферпонятий можно выразить так. Если под моралью понимать существующую систему норм и практики (нравов), то нравственность может ценностно и противостоять морали (так, можно быть аморальным, но нравственным). Если мораль понимать в качестве формы общественного сознания, поднимающего вопросы о добре и зле, высшем благе, пользе, вреде и т.п., то нравственность – индивидуальная составляющая этого сознания. Для человека, быть моральным является относительно безопасного существования в обществе, быть нравственным ос-мысленного свободно ответственного существования в мире. В общем, мне кажется, я еще больше запуталась.