Сделайте математику 1 курс Определение 1. Функцию называют обратимой, если любое свое значение она принимает только в одной точке множества X. Теорема. Если функция монотонна на множестве X, то она обратима. Доказательство:
Пусть функция y=f(x) возрастает на множестве Х и пусть х1≠х2 – две точки множества Х.
Для определенности пусть х1< х2. Тогда из того, что х1 < х2 в силу возрастания функции следует, что f(х1) < f(х2).
Таким образом, разным значениям аргумента соответствуют разные значения функции, т.е. функция обратима.
Аналогично доказывается теорема в случае убывающей функции.
Перед тем как сформулировать определение обратной функции учитель просит учащихся определить, какая из предложенных функций обратима? На интерактивной доске показаны графики функций (рис. 3, 4) и записаны несколько аналитически заданных функций: а)  б)  Рис. 3 Рис. 4 в) y = 2x + 5; г) y = - + 7. Замечание. Монотонность функции, является достаточным условием существования обратной функции. Но оно не является необходимым условием. 2) Понятие обратной функции. Алгоритм составления обратной функции. Определение 2. Пусть обратимая функция y=f(x) определена на множестве Х и область ее значений Е(f)=Y. Поставим в соответствие каждому y из Y то единственное значение х, при котором f(x)=y. Тогда получим функцию, которая определена на Y, а Х – область значений функции. Эту функцию обозначают x=f -1(y), и называют обратной по отношению к функции y=f(x),. Затем учитель знакомит учащихся со нахождения обратной функции, заданной аналитически. Алгоритм составления обратной функции для функции y=f(x), .
Убедиться, что функция y=f(x) обратима на промежутке Х.
Выразить переменную х через у из уравнения y=f(x), учитывая при этом, что .
В полученном равенстве поменять местами х и у. Вместо х=f -1(y) пишут y=f -1(x).
На конкретных примерах учитель показывает как использовать данный алгоритм. Пример 1. Показать, что для функции y=2x-5 существует обратная функция, и найти ее аналитическое выражение. Решение. Линейная функция y=2x-5 определена на R, возрастает на R и область ее значений есть R. Значит, обратная функция существует на R. Чтобы найти ее аналитическое выражение, решим уравнение y=2x-5 относительно х; получим . Переобозначим переменные, получим искомую обратную функцию . Она определена и возрастает на R. Пример 2. Показать, что для функции y=x2, х ≤ 0 существует обратная функция, и найти ее аналитическое выражение. Решение. Функция непрерывна, монотонна в своей области определения, следовательно, она обратима. Проанализировав области определения и множества значений функции, делается соответствующий вывод об аналитическом выражении для обратной функции, которая имеет вид . 3) Свойства взаимно обратных функций. Свойство 1. Если g – функция обратная к f, то и f – функция обратная к g (функции взаимно обратные), при этом D(g)=E(f), E(g)=D(f). Свойство 2. Если функция возрастает (убывает) на множестве Х, а У – область значений функции, то обратная функция возрастает (убывает) на У. Свойство 3. Чтобы получить график функции , обратной по отношению к функции , надо график функциипреобразовать симметрично относительно прямой у=х. Свойство 4. Если нечетная функция обратима, то обратная ей тоже нечетная. Свойство 5. Если функции f(x) и взаимно обратные, то для любого справедливо , а для любого справедливо . Пример 3. Построить график функции обратной , если это возможно. Решение. На всей своей области определения данная функция не имеет обратной, поскольку она не монотонна. Поэтому рассмотрим промежуток, на котором функция монотонна: , значит, существует обратная. Найдем ее. Для этого выразим x через y : . Переобозначим - обратная функция. Построим графики функций (рис. 5) и убедимся, что они симметричны относительно прямой y=x.  Рис. 5 Задача №1 К заданной функции f(x) найдите обратную функцию и постройте их графики в одной коорд плоскости у=3х-7 у=2-3х у=2х+1 у=3-2х
Всего конфет участвовало в игре: 19 + 43 = 62 Пусть у старшего вначале было Х конфет, у младшего - У конфет. 1) старший проиграл младшему половину, т.е Х : 2 = Х/2 Остаток старшего: Х - Х/2 = Х/2: Стало у младшего: У + Х/2; 2) младший проиграл старшему половину:, т.е. (У+Х/2) :2 = У/2 + Х/4; Стало у старшего: Х/2 + (У/2 + Х/4) = 3Х/4 + У/2 Осталось у младшего: У/2 + Х/4; 3) старший проиграл младшему половину: (3Х/4 + У/2) : 2 = 3Х/8 + У/4; Осталось у старшего: 3Х/8 + У/4; Стало у младшего: (У/2 + Х/4) + (3Х/8 + У/4) = 3У/4 + 5Х/8 Мы имеем систему уравнений: {3Х/8 + У/4 = 19; {3У/4 + 5Х/8 = 43; Умножаем первое уравнение на 3 и отнимаем второе: 3(3Х/8 + У/4) - (3У/4 - 5Х/8) = 3*19 - 43; 9Х/8 - 5Х/8 + 3У/4 - 3У/4 = 57 - 43; 4Х/8 = 14 ; Х = 2*14 = 28 (конфет); У = 62 - Х = 62 - 28 = 34 ( конфеты); ответ: До начала игры у старшего было 28 конфет, у младшего 34 конфеты. Проверка: 1) 28 - 28:2 = 14; 34 + 28:2 = 48; 2) 14 + 48:2 = 38; 48 - 48:2 = 24; 3) 38 - 38:2 = 19; 24 + 48:2 = 43; что соответствует условию.
Пусть у старшего вначале было Х конфет, у младшего - У конфет.
1) старший проиграл младшему половину, т.е Х : 2 = Х/2
Остаток старшего: Х - Х/2 = Х/2:
Стало у младшего: У + Х/2;
2) младший проиграл старшему половину:, т.е. (У+Х/2) :2 = У/2 + Х/4;
Стало у старшего: Х/2 + (У/2 + Х/4) = 3Х/4 + У/2
Осталось у младшего: У/2 + Х/4;
3) старший проиграл младшему половину: (3Х/4 + У/2) : 2 = 3Х/8 + У/4;
Осталось у старшего: 3Х/8 + У/4;
Стало у младшего: (У/2 + Х/4) + (3Х/8 + У/4) = 3У/4 + 5Х/8
Мы имеем систему уравнений:
{3Х/8 + У/4 = 19;
{3У/4 + 5Х/8 = 43;
Умножаем первое уравнение на 3 и отнимаем второе:
3(3Х/8 + У/4) - (3У/4 - 5Х/8) = 3*19 - 43;
9Х/8 - 5Х/8 + 3У/4 - 3У/4 = 57 - 43;
4Х/8 = 14 ; Х = 2*14 = 28 (конфет);
У = 62 - Х = 62 - 28 = 34 ( конфеты);
ответ: До начала игры у старшего было 28 конфет, у младшего 34 конфеты.
Проверка: 1) 28 - 28:2 = 14; 34 + 28:2 = 48;
2) 14 + 48:2 = 38; 48 - 48:2 = 24;
3) 38 - 38:2 = 19; 24 + 48:2 = 43; что соответствует условию.