Рим о философии в публичном пространстве – её месте и роли в обществе – то чаще всего речь идет о том, чем философия может быть полезна для других сфер познания и деятельности, на что её можно обменять. И мы, люди, занятые в области философии, как правило, жалуемся, что философия слабо востребована, что дела в обществе шли бы намного лучше, если бы более полно использовался её потенциал и люди, в особенности власти, больше бы прислушивались к тому, что говорят философы. Помню разговор со своим сокурсником через пару лет после окончания университета, он преподавал философию в торговом институте. На мой вопрос, как он справляется со своей задачей, он ответил: «Всё ничего, одно угнетает: студенты, будущие товароведы, не понимают, и я не могу вбить им в голову, насколько важна философия в их будущей профессии».
Предлагаю взглянуть на философию, её место и роль в обществе, отталкиваясь не от философии и философов, а от общества. В том, что мы, люди, вовлеченные в философию, высоко ценим её и считаем важной для разумного жизнеустройства и в индивидуальном, и в социальном плане, это вполне естественно, естественно хотя бы в силу той логики, в силу которой каждый кулик свое болото хвалит. А как общество в целом и в различных его сегментах воспринимает философию и философов? Как оно относится к ним? Как, говоря образно, философия выглядит в зеркале общественного сознания?
1. Если говорить предельно обобщенно и обозначить основную доминанту общественного восприятия философии и философов, то можно сказать: их не любят. Отсюда и название темы сегодняшнего разговора. Кстати, когда была объявлена тема доклада, многие (и коллеги по цеху, и знакомые из нефилософских кругов) обнаружили живой интерес и откликнулись репликами на формулировку темы, из которых явствовало, что саму констатацию того, что философию и философов не любят, они принимают как нечто самоочевидное. Конечно, можно найти примеры какого-то иного отношения к философии и философам – восторженного, благосклонного, ироничного, враждебного и т.п. Но все-таки, превалирующая и более основательно закрепленная в общественном сознании тенденция состоит в том, что философов не любят.
Допустим, недоступная точка находится в пределах видимости. Пусть это будет, скажем, вершина горы.
Выбираем точку на местности и фиксируем направление на цель. В геодезии для этого используют теодолит — измерительный прибор для измерения горизонтальных и вертикальных углов. Устанавливаем теодолит и направляем его на гору. Затем влево или вправо от этого направления отмеряем угол 90. Это достигается поворотом самого теодолита, на котором нанесена шкала. Затем смотрим в прибор и фиксируем вторую точку на местности по линии. - Это лучше делать Вашему он должен встать в эту точку). Отмечаем первую точку флажком и переносим теодолит во вторую точку. Направляем прибор на первую точку. Фиксируем это положение и разворачиваем теодолит на вершину горы. Смотрим на полученный угол. Чем больше будет расстояние между точками измерений, тем больше будет разница между этим углом и 90° и, соответственно, тем больше будет точность измерения расстояния до вершины.
Предположим, что расстояние между точками измерений получилось 2 км (это расстояние еще называют базисом), а угол между направлением на гору и направлением на первую точку измерений - 60°.
Таким образом, мы получили на местности прямоугольный треугольник, у которого меньший катет - 2 км и прилежащий к этому катету угол - 60° Несложно вычислить второй катет и гипотенузу в этом треугольнике:
a = c*sinα => c = a/sinα = 2/sin30 = 2: 1/2 = 2*2 =4 (км)
b = c*cosα => b = 4 *√3/2 = 2√3 ≈ 3,46 (км)
Таким образом, расстояние до вершины горы из второй точки измерений оказалось 4 км, из первой точки измерений - 3,46 км
На самом деле расстояние между точками измерений берут меньше и углы получаются далекие от табличных значений..)) Но принцип такого измерения расстояний не только для недоступных точек широко используется на практике и получил название метода триангуляции.
ТРИАНГУЛЯЦИЯ (от лат. triangulum - треугольник), метод определения положения геодезических пунктов построением на местности систем смежно расположенных треугольников, в которых измеряют длину одной стороны (по базису) и углы, а длины других сторон получают тригонометрически. Основной метод создания опорной геодезической сети и градусных измерений.
Предлагаю взглянуть на философию, её место и роль в обществе, отталкиваясь не от философии и философов, а от общества. В том, что мы, люди, вовлеченные в философию, высоко ценим её и считаем важной для разумного жизнеустройства и в индивидуальном, и в социальном плане, это вполне естественно, естественно хотя бы в силу той логики, в силу которой каждый кулик свое болото хвалит. А как общество в целом и в различных его сегментах воспринимает философию и философов? Как оно относится к ним? Как, говоря образно, философия выглядит в зеркале общественного сознания?
1. Если говорить предельно обобщенно и обозначить основную доминанту общественного восприятия философии и философов, то можно сказать: их не любят. Отсюда и название темы сегодняшнего разговора. Кстати, когда была объявлена тема доклада, многие (и коллеги по цеху, и знакомые из нефилософских кругов) обнаружили живой интерес и откликнулись репликами на формулировку темы, из которых явствовало, что саму констатацию того, что философию и философов не любят, они принимают как нечто самоочевидное. Конечно, можно найти примеры какого-то иного отношения к философии и философам – восторженного, благосклонного, ироничного, враждебного и т.п. Но все-таки, превалирующая и более основательно закрепленная в общественном сознании тенденция состоит в том, что философов не любят.
Допустим, недоступная точка находится в пределах видимости.
Пусть это будет, скажем, вершина горы.
Выбираем точку на местности и фиксируем направление на цель.
В геодезии для этого используют теодолит — измерительный прибор для измерения горизонтальных и вертикальных углов.
Устанавливаем теодолит и направляем его на гору.
Затем влево или вправо от этого направления отмеряем угол 90.
Это достигается поворотом самого теодолита, на котором нанесена шкала.
Затем смотрим в прибор и фиксируем вторую точку на местности по линии. - Это лучше делать Вашему он должен встать в эту точку). Отмечаем первую точку флажком и переносим теодолит во вторую точку. Направляем прибор на первую точку. Фиксируем это положение и разворачиваем теодолит на вершину горы.
Смотрим на полученный угол. Чем больше будет расстояние между точками измерений, тем больше будет разница между этим углом и 90° и, соответственно, тем больше будет точность измерения расстояния до вершины.
Предположим, что расстояние между точками измерений получилось 2 км (это расстояние еще называют базисом), а угол между направлением на гору и направлением на первую точку измерений - 60°.
Таким образом, мы получили на местности прямоугольный треугольник, у которого меньший катет - 2 км и прилежащий к этому катету угол - 60°
Несложно вычислить второй катет и гипотенузу в этом треугольнике:
a = c*sinα => c = a/sinα = 2/sin30 = 2: 1/2 = 2*2 =4 (км)
b = c*cosα => b = 4 *√3/2 = 2√3 ≈ 3,46 (км)
Таким образом, расстояние до вершины горы из второй точки измерений оказалось 4 км, из первой точки измерений - 3,46 км
На самом деле расстояние между точками измерений берут меньше и углы получаются далекие от табличных значений..)) Но принцип такого измерения расстояний не только для недоступных точек широко используется на практике и получил название метода триангуляции.
ТРИАНГУЛЯЦИЯ (от лат. triangulum - треугольник), метод определения положения геодезических пунктов построением на местности систем смежно расположенных треугольников, в которых измеряют длину одной стороны (по базису) и углы, а длины других сторон получают тригонометрически. Основной метод создания опорной геодезической сети и градусных измерений.