Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.
Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о ее практическом назначении, но и о красоте. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения искусства, передававшие поэтическое представление мастера об окружающем мире.
В народном искусстве всегда находила свое отражение родная природа. Знакомые каждому с детства травы и цветы, изображения птиц и зверей, неба и солнца, земли и воды, преображенные фантазией художника, превращались в изделии в яркий, выразительный орнамент.
С течением времени всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и изысканности декора. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы.
Современные изделия декоративно-прикладного искусства создаются с учетом как народных традиций так с веяниями моды сегодняшнего дня. До сих пор самыми популярными предметами этого искусства, овеянными дымкой старинных традиций, являются изделия из стали и бронзы, ковры, сделанные вручную и украшенные традиционным орнаментом, — в восточных странах; керамика, предметы из морских раковин — в южных; ритуальные маски — в Африке; изделия из янтаря — в прибалтийском регионе; фарфор, перегородчатая эмаль, ткани, расписанные цветами, фруктами, фантастическими животными,
Роисхождение названия "Казань" до сих пор вызывает споры историков. Слово "казан" имеет давнюю историю. Одно из его значений - "котел". По древней легенде, нерадивый слуга хана Алтынбека уронил в реку золотой котел, символ власти и могущества господина. В результате реку назвали Казанкой, а город на ее берегу Казанью. Но вполне возможно, что случились эти события вовсе не в том месте, где теперь находится город… Основание на берегу реки Казанки города Иски-Казань археологи относят к XII веку. Городище Иски-Казань находится неподалеку от деревни Камаево Арского района Татарстана. Стоявшие на высоком 80-метровом холме крепость и городок занимали площадь всего 6 гектаров. Но до наших дней здесь сохранились лишь остатки высоких крепостных валов. Вероятно, в конце XIV века город, а точнее, его название "Казань" перенесли отсюда на современное место. Настоящий возраст Казани удалось выяснить сравнительно недавно. В 1997 г. один из рабочих, работавший на раскопках в казанском Кремле, случайно нашел небольшую монетку, использовавшуюся когда-то как женское украшение. Специалисты датировали ее 929-930 гг. Оказалось, что эта монета - единственная в мире, отчеканенная еще при жизни пражского князя Ватслава, что явилось настоящим открытием даже для чешских археологов: оказывается, монеты в древней Праге начали чеканить на столетие раньше, чем считалось. А возраст Казани был определен в 1 000 лет…
Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.
Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о ее практическом назначении, но и о красоте. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения искусства, передававшие поэтическое представление мастера об окружающем мире.
В народном искусстве всегда находила свое отражение родная природа. Знакомые каждому с детства травы и цветы, изображения птиц и зверей, неба и солнца, земли и воды, преображенные фантазией художника, превращались в изделии в яркий, выразительный орнамент.
С течением времени всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и изысканности декора. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы.
Современные изделия декоративно-прикладного искусства создаются с учетом как народных традиций так с веяниями моды сегодняшнего дня. До сих пор самыми популярными предметами этого искусства, овеянными дымкой старинных традиций, являются изделия из стали и бронзы, ковры, сделанные вручную и украшенные традиционным орнаментом, — в восточных странах; керамика, предметы из морских раковин — в южных; ритуальные маски — в Африке; изделия из янтаря — в прибалтийском регионе; фарфор, перегородчатая эмаль, ткани, расписанные цветами, фруктами, фантастическими животными,
в Китае и Японии,
Основание на берегу реки Казанки города Иски-Казань археологи относят к XII веку. Городище Иски-Казань находится неподалеку от деревни Камаево Арского района Татарстана. Стоявшие на высоком 80-метровом холме крепость и городок занимали площадь всего 6 гектаров. Но до наших дней здесь сохранились лишь остатки высоких крепостных валов. Вероятно, в конце XIV века город, а точнее, его название "Казань" перенесли отсюда на современное место.
Настоящий возраст Казани удалось выяснить сравнительно недавно. В 1997 г. один из рабочих, работавший на раскопках в казанском Кремле, случайно нашел небольшую монетку, использовавшуюся когда-то как женское украшение. Специалисты датировали ее 929-930 гг. Оказалось, что эта монета - единственная в мире, отчеканенная еще при жизни пражского князя Ватслава, что явилось настоящим открытием даже для чешских археологов: оказывается, монеты в древней Праге начали чеканить на столетие раньше, чем считалось. А возраст Казани был определен в 1 000 лет…