Искусство Италии 15 века. Возрождение. Фреска художника Сандро Боттичелли «Святой Августин Блаженный в молитвенном созерцании». Размер фрески 152 x 112 см, работа Боттичелли сильно повреждена. Фреска написана для семейной капеллы Веспуччи, герб семьи присутствует в росписи. Образ Августина создан художником Сандро Боттичелли как парный к изображению святого Иеронима, написанному Гирландайо. Обе фрески выполнены в 1480 году, обе украшают церковь Оньисанти во Флоренции, находясь в одной и той же части внутреннего пространства напротив друг друга. Художники вложили в них и замечательное мастерство, и глубину проникновения образов, но невольное сопоставление фигур этих святых убеждает в превосходстве работы Сандро Боттичелли. Сандро Боттичелли изобразил Святого Августина (354-430) — одного из отцов Церкви, личность гениальной одаренности и трагических противоречий. В его душе сталкивались язычество и христианство, разум и воля, мирские страсти и аскетизм. Глубокий знаток античной мудрости, Августин трудный путь к принятию христианской веры и последние 35 лет жизни был епископом, создав энциклопедическое по охвату учение. Августин изображен в момент раздумья, когда он мучительно и страстно стремится прийти к истине, жаждет непосредственного общения с Богом. На столе перед ним символический атрибут — епископская митра, а остальное место в тесном пространстве занимают рукописи, закрытые и открытые (в одной из них видим геометрические чертежи, по-видимому, дань античной науке), пюпитр для чтения и научные приборы. Помещение, в котором сидит погруженный в размышление Августин, напоминает студиоло, или кабинет ренессансного гуманиста. Кстати, сочинения Августина вызывали интерес у флорентийских неоплатоников второй половины XV века. В мощной фигуре святого, в его страдальчески во взгляде, в жесте руки, касающейся сердца, художник передал внутренние борения и силу духа, устремленного ввысь. На этой фигуре лежит явная печать влияния Кастаньо. Оно сказывается в напряженной энергии форм и приглушенном цвете, словно подчеркивающих их «каменную» природу. Предметы, окружающие святого Августина, — пюпитр, книги, научные инструменты, — изображены с точностью и ясностью, обнаруживающими художника схватывать сущность формы, но при этом не бросаются в глаза и не отвлекают от главного. Возможно, этот интерес к предметности как таковой связан с влиянием нидерландской живописи, вызывавшей восхищение флорентийцев 15 века. Итальянские художники эпохи Возрождения по-разному трактовали образ Августина, примером чему служит интерпретация, данная венецианским мастером Витторе Карпаччо. «В лице этого святого Боттичелли выразил глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам, исполненным премудрости и постоянно погруженным в исследование предметов высочайших и наитруднейших». Джорджо Вазари. «Жизнеописание Боттичелли».
Фреска художника Сандро Боттичелли «Святой Августин Блаженный в молитвенном созерцании». Размер фрески 152 x 112 см, работа Боттичелли сильно повреждена. Фреска написана для семейной капеллы Веспуччи, герб семьи присутствует в росписи. Образ Августина создан художником Сандро Боттичелли как парный к изображению святого Иеронима, написанному Гирландайо. Обе фрески выполнены в 1480 году, обе украшают церковь Оньисанти во Флоренции, находясь в одной и той же части внутреннего пространства напротив друг друга. Художники вложили в них и замечательное мастерство, и глубину проникновения образов, но невольное сопоставление фигур этих святых убеждает в превосходстве работы Сандро Боттичелли.
Сандро Боттичелли изобразил Святого Августина (354-430) — одного из отцов Церкви, личность гениальной одаренности и трагических противоречий. В его душе сталкивались язычество и христианство, разум и воля, мирские страсти и аскетизм. Глубокий знаток античной мудрости, Августин трудный путь к принятию христианской веры и последние 35 лет жизни был епископом, создав энциклопедическое по охвату учение. Августин изображен в момент раздумья, когда он мучительно и страстно стремится прийти к истине, жаждет непосредственного общения с Богом. На столе перед ним символический атрибут — епископская митра, а остальное место в тесном пространстве занимают рукописи, закрытые и открытые (в одной из них видим геометрические чертежи, по-видимому, дань античной науке), пюпитр для чтения и научные приборы. Помещение, в котором сидит погруженный в размышление Августин, напоминает студиоло, или кабинет ренессансного гуманиста. Кстати, сочинения Августина вызывали интерес у флорентийских неоплатоников второй половины XV века. В мощной фигуре святого, в его страдальчески во взгляде, в жесте руки, касающейся сердца, художник передал внутренние борения и силу духа, устремленного ввысь.
На этой фигуре лежит явная печать влияния Кастаньо. Оно сказывается в напряженной энергии форм и приглушенном цвете, словно подчеркивающих их «каменную» природу. Предметы, окружающие святого Августина, — пюпитр, книги, научные инструменты, — изображены с точностью и ясностью, обнаруживающими художника схватывать сущность формы, но при этом не бросаются в глаза и не отвлекают от главного. Возможно, этот интерес к предметности как таковой связан с влиянием нидерландской живописи, вызывавшей восхищение флорентийцев 15 века. Итальянские художники эпохи Возрождения по-разному трактовали образ Августина, примером чему служит интерпретация, данная венецианским мастером Витторе Карпаччо. «В лице этого святого Боттичелли выразил глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам, исполненным премудрости и постоянно погруженным в исследование предметов высочайших и наитруднейших». Джорджо Вазари. «Жизнеописание Боттичелли».