Принцип светского характера государства закреплен в конституции российской федерации: «российское государство – светское государство. никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14). в федеральном законе «о свободе совести и о религиозных объединениях» данная формулировка повторяется, и указано только, что «в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство: … обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (п. 2 ст. 4). в законе российской федерации «об образовании» также установлено, что государственная политика в области образования основывается, в частности, на принципе «светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» (п. 4 ст. 2). однако, и в законе «об образовании» этот принцип содержательно, детально не раскрыт, что приводит к различным толкованиям его юридического и социально-педагогического содержания среди ученых и педагогов, общественности. анализ употребления понятия «светский характер образования в государственной школе» и его трактовок в современной научной приводит к выводу, что все они тяготеют к двум основным позициям. первая позиция – это преимущественно требования (те или иные) к содержанию образования, к тому, что изучается о религии. вторая позиция характеризуется выведением на первый план требований к организации образовательного процесса – к тому, каким образом организуется изучение религии в государственной школе, к условиям организации учебно-воспитательной деятельности. мы изложим аргументы, доказывающие, на наш взгляд, большую обоснованность второй позиции. конечно, обе эти позиции взаимосвязаны. понимание того, какие знания должны осваиваться учащимися, связано с тем, как должен быть организован и сам образовательный процесс. однако при изучении религии в светской школе, в отличие от многих других образовательных областей, складывается особая ситуация. в обществе существуют религиозные организации, которые сохраняют идентичность той или иной религиозной традиции, культуры. поэтому принципиальным оказывается вопрос об их роли при изучении религии в светской школе. какова она, если признается возможность их участия или, если такая возможность исключается, тогда что, собственно, мы изучаем о религии? ведь религия, религиозные традиции, религиозная культура – это область человеческого опыта и культуры, большей частью лежащая вне сферы точного, рационального знания, восприятие и передача которого не зависят от субъекта.
в современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социогенного характера стали объективной реальностью в жизни каждого человека. они постоянно людей, несут угрозы их жизни и здоровью, уничтожают материальные ценности, наносят огромный ущерб окружающей среде. людские жертвы от этих чрезвычайных ситуаций практически сопоставимы с потерями от локальных войн. сегодня всё очевиднее становится тот факт, что решение проблем безопасности невозможно без учёта человеческого фактора. необходимо, чтобы обеспечение безопасности являлось не только приоритетной целью общества и цивилизации в целом, но и внутренней потребностью каждого человека. формирование такой потребности и обучение людей умелым действиям при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и опасностях, возникающих при военных действиях или в следствии этих действий, осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. основной формой обучения таким действиям учащихся общеобразовательных организаций является курс «основы безопасности жизнедеятельности», изучаемый в учебное время по соответствующим программам.
в данном учебнике представлена часть курса обж, изучаемая в 9 классе. это материал о современном комплексе проблем безопасности, организации единой государственной системы и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс), международном гуманитарном праве, безопасном поведении в криминогенных чрезвычайных ситуациях, а также темы по основам медицинских знаний и здорового образа жизни.
содержание параграфов и структура учебника позволяют успешно связать уже изученный материал с новым. выделения в тексте параграфов сосредоточить внимание на терминах и понятиях, которые нужно обязательно запомнить.
особенностью учебника является сочетание текста со схемами, рисунками и таблицами. при чтении параграфа надо непременно обращаться к ним, так как они содержат дополнительные учебные и справочные материалы.
вопросы и в конце каждого параграфа ориентированы на основной, обязательный для изучения материал и предусматривают возможность самоконтроля и самооценки.
в конце учебника размещён список информационно-образовательных интернет-ресурсов, которые могут пригодиться не только при изучении программного материала, но и при подготовке к контрольным и проверочным работам, зачетам, выполнению всероссийской олимпиады школьников.
при работе с учебником надо постоянно оценивать свои результаты. высоки ли они? насколько необходимы и интересны полученные знания? могут ли эти знания пригодиться в экстремальных ситуациях и в повседневной жизни.
после изучения материала параграфа надо ответить на контрольные вопросы и выполнить предложенные . если при этом возникнут сложности, следует повторно обратиться к содержанию параграфа или к учителю.
большую при изучении курса окажет электронное приложение к учебнику. оно лучше понять сложные вопросы и проверить свои знания, умения и навыки. поэтому после изучения материала каждого параграфа рекомендуется выполнить , предложенные в электронном приложении.
в современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социогенного характера стали объективной реальностью в жизни каждого человека. они постоянно людей, несут угрозы их жизни и здоровью, уничтожают материальные ценности, наносят огромный ущерб окружающей среде. людские жертвы от этих чрезвычайных ситуаций практически сопоставимы с потерями от локальных войн. сегодня всё очевиднее становится тот факт, что решение проблем безопасности невозможно без учёта человеческого фактора. необходимо, чтобы обеспечение безопасности являлось не только приоритетной целью общества и цивилизации в целом, но и внутренней потребностью каждого человека. формирование такой потребности и обучение людей умелым действиям при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и опасностях, возникающих при военных действиях или в следствии этих действий, осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. основной формой обучения таким действиям учащихся общеобразовательных организаций является курс «основы безопасности жизнедеятельности», изучаемый в учебное время по соответствующим программам.
в данном учебнике представлена часть курса обж, изучаемая в 9 классе. это материал о современном комплексе проблем безопасности, организации единой государственной системы и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс), международном гуманитарном праве, безопасном поведении в криминогенных чрезвычайных ситуациях, а также темы по основам медицинских знаний и здорового образа жизни.
содержание параграфов и структура учебника позволяют успешно связать уже изученный материал с новым. выделения в тексте параграфов сосредоточить внимание на терминах и понятиях, которые нужно обязательно запомнить.
особенностью учебника является сочетание текста со схемами, рисунками и таблицами. при чтении параграфа надо непременно обращаться к ним, так как они содержат дополнительные учебные и справочные материалы.
вопросы и в конце каждого параграфа ориентированы на основной, обязательный для изучения материал и предусматривают возможность самоконтроля и самооценки.
в конце учебника размещён список информационно-образовательных интернет-ресурсов, которые могут пригодиться не только при изучении программного материала, но и при подготовке к контрольным и проверочным работам, зачетам, выполнению всероссийской олимпиады школьников.
при работе с учебником надо постоянно оценивать свои результаты. высоки ли они? насколько необходимы и интересны полученные знания? могут ли эти знания пригодиться в экстремальных ситуациях и в повседневной жизни.
после изучения материала параграфа надо ответить на контрольные вопросы и выполнить предложенные . если при этом возникнут сложности, следует повторно обратиться к содержанию параграфа или к учителю.
большую при изучении курса окажет электронное приложение к учебнику. оно лучше понять сложные вопросы и проверить свои знания, умения и навыки. поэтому после изучения материала каждого параграфа рекомендуется выполнить , предложенные в электронном приложении.