Промысел Гжель, расположенный в шестидесяти километрах от Москвы, является одним из ведущих и древнейших центров производства керамики в России. Так называемый «Гжельский куст» – это 27 деревень, которые природа одарила уникальными залежами глины.
Добыча разных сортов глины велась в этом районе уже в ХVII в. Местные сорта были высоко оценены самим царем Алексеем Михайловичем, сделавшим Гжельскую волость постоянным поставщиком глины для производства посуды «для аптекарских нужд».
Отмечал высокое качество «белизною превосходных» гжельских глин и Михаил Ломоносов, не раз заверяя общественность, что данный материал- настоящее сокровище, сравнивавший их с теми сортами, что служат для изготовления драгоценного фарфора. Вплоть до ХVIII в. в Гжели производилась обычная, для того времени, гончарная посуда, кирпич и примитивные игрушки, которые продавались в Москве. Но после обнаружения светлой серой глины в районе деревни Минино возникло новое производство – полуфаянс. Делались из него оригинальные кувшины, квасники и кумганы, а с конца ХІХ в. возник и оригинальный стиль росписи – синий орнамент по белому фону
Промысел Гжель, расположенный в шестидесяти километрах от Москвы, является одним из ведущих и древнейших центров производства керамики в России. Так называемый «Гжельский куст» – это 27 деревень, которые природа одарила уникальными залежами глины.
Добыча разных сортов глины велась в этом районе уже в ХVII в. Местные сорта были высоко оценены самим царем Алексеем Михайловичем, сделавшим Гжельскую волость постоянным поставщиком глины для производства посуды «для аптекарских нужд».
Отмечал высокое качество «белизною превосходных» гжельских глин и Михаил Ломоносов, не раз заверяя общественность, что данный материал- настоящее сокровище, сравнивавший их с теми сортами, что служат для изготовления драгоценного фарфора. Вплоть до ХVIII в. в Гжели производилась обычная, для того времени, гончарная посуда, кирпич и примитивные игрушки, которые продавались в Москве. Но после обнаружения светлой серой глины в районе деревни Минино возникло новое производство – полуфаянс. Делались из него оригинальные кувшины, квасники и кумганы, а с конца ХІХ в. возник и оригинальный стиль росписи – синий орнамент по белому фону