1783 год. Манифестом императрицы Екатерины II Великой объявляется присоединение Крыма к России. Начинается культурное возрождение Таврической области (статус губернии она получила в 1802 году). Исследовать южные окраины Российской империи отправляются многие ученые-натуралисты того времени. Одним из первых был Петр Симон Паллас. В Крым он приехал в зените своей славы, которая распространилась далеко за пределы России, имя его составляло гордость европейской науки
1793-1794 годах он совершил на личные средства путешествие в южные губернии России — из Петербурга в Поволжье, Астрахань, Прикаспийскую низменность, на Северный Кавказ, в Крым и на Украину.. Здесь он изучал климатологию на юге России и в Крыму, незадолго до этого присоединённому к России. В составе экспедиции был художник Христиан Гейслер из Лейпцига. В самом начале путешествия, в феврале 1793 года, при переезде через реку Клязьму Паллас, вышедший из экипажа, наполовину провалился под лёд, после чего был вынужден в мокрой одежде проехать ещё 37 вёрст; в результате этого случая его здоровье было окончательно подорвано, и от полученной простуды он страдал до конца жизни..
Итак, 1 февраля 1793 Паллас вместе с семьей (женой Каролиной, урожденной Польман, дочерью от первого брака Альбертиной и художником Х.-Г. Гейслером) выехал из Санкт-Петербурга через Москву в Астрахань. Паллас проехал Поволжье, побывал на Северном Кавказе и в Крыму. Вернувшись в 1794 в Санкт-Петербург, он представил Екатерине II «Краткое физическое и топографическое описание Таврической области» (1795) и попросил разрешения поселиться в Крыму, желая завершить свои научные труды. Императрица Екатерина ему две деревни с участками земли в Айтодорской и Судакской долинах, дом в Симферополе и 10 тыс. руб. на устройство в Крыму училищ садоводства и виноделия, а также сохранила за ним академическое жалованье. Вершиной научной работы Палласа является фундаментальный труд, посвященный Крыму, который давно интересовал ученого. Он был активным участником экспедиции в Крым в 1781-1782 гг. (еще до присоединения его к России) во главе с В. Ф. Зуевым, которую послала Петербургская Академия Наук. Ученый прожил тогда в здесь около семи месяцев. Он побывал во всех уголках, изучал Крымские горы, природные особенности, собрал коллекцию минералов, обследовал соляные озера. Результаты его наблюдений были изложены в отчете «Краткое физическое и топографическое описание Таврической области», опубликованное еще в 1795 году. В нем автор называет Тавриду «замечательной на земной поверхности страной в отношении физической географии и минералогии», а горы Крыма – книгой, «в которой испытатель естества весьма много найдет того, что может послужить к изъяснению состава нашего земного шара».В 1795 году Паллас окончательно переехал в Крым. В дар за свои труды на благо России он получил от Екатерины грамоту на владение поместьями в крымских долинах и домом в Симферополе. Сенат поручил Палласу заняться устройством училищ садоводства и виноградарства, на что выделил 10 тысяч рублей.Паллас был первым ученым, поселившимся в Крыму. Переселившись в Крым, он исследовал его природу, занимался разведением садов и виноградников в Судакской и Козской долинах, закончил и опубликовал двухтомное издание своего путешествия по Югу России в 1793-1794.
Пережившие землятресения бывают охвачены самыми мифологическими образами. Швейцарский психолог К.Г. Юнг, переживший довольно сильное землетрясение, писал, что ему казалось, что он находится на спине гигантского чудовища, которое трясет шкурой. Прочтя эти строки, я подумала, какие землетрясения были самыми сильными за период человеческой истории. Покопалась вот в Сети и нашла. Великое китайское землетрясение произошло в провинции Шэньси 23 января 1556 года. Оно унесло жизни приблизительно 830 000 человек — больше, чем любое другое землетрясение в истории человечества.
Некоторые районы Шэньси вовсе обезлюдели, в других погибло около 60% населения. Такое количество жертв было обусловлено тем, что большая часть населения провинции обитала в лёссовых пещерах, которые обрушились уже после первых толчков либо были затоплены селевыми потоками.
Один из очевидцев впоследствии предостерегал своих потомков, что с началом землетрясения не следует пытаться выбраться из дома на свежий воздух: «Когда птичье гнездо падает с дерева, яйца зачастую остаются невредимыми». Его слова свидетельствуют о том, что многие погибали, пытаясь покинуть свои жилища.
Фундаменты некоторых уцелевших пагод ушли под землю на 2 метра.
Ямайское землетрясение 1692 года. Около 7,2 по шкале магнитуд. Бо́льшая часть города, известного как «сокровищница Вест-Индии» и «одно из самых безнравственных мест на Земле», была затоплена морем. Около 2 тысяч человек погибло в результате землетрясения и цунами, ещё примерно 3 тысячи — от травм и распространившихся болезней. Некоторые из оставшихся в живых начали мародерствовать, город погряз в преступности. До землетрясения в городе проживало 6,5 тыс. жителей в приблизительно 2 тыс. зданиях, многие из которых были одноэтажными кирпичными постройками, стоявшими прямо на песке. При толчках песок разжижился и здания с жильцами «стекли» в море. Более двадцати судов, стоявших в гавани были опрокинуты, а один корабль, фрегат «Лебедь» в результате цунами оказался на крышах бывших домов. При основном толчке образовались волны из песка — расселины открывались и закрывались, сдавливая многих людей, а после окончания землетрясения песок затвердел и заточил в себе многих жертв.
Город был частично восстановлен, но после пожара в 1703 году и урагана 1722 года жители покинули его.
Великое лиссабонское землетрясение произошло 1 ноября 1755, в 9:20 утра. Оно повергло в руины Лиссабон — столицу Португалии, и было одним из наиболее разрушительных и смертоносных землетрясений в истории, унесшим жизни более 100 тысяч человек за 6 минут. За сейсмическими толчками последовали пожар и цунами, причинившее особенно много бед в силу прибрежного расположения Лиссабона.
Руины женского монастыря, разрушенного землетрясением, в Лиссабоне
Из 275 тыс. человек, населявших город, погибло более 90 тыс. Ещё 10 тыс. погибло на средиземноморском побережье Марокко. 85% зданий были разрушены, включая знаменитые дворцы, библиотеки, так же, как и лучшие образцы характерной португальской архитектуры XVI века. Здания, которые не были разрушены землетрясением, стали добычей огня.
1793-1794 годах он совершил на личные средства путешествие в южные губернии России — из Петербурга в Поволжье, Астрахань, Прикаспийскую низменность, на Северный Кавказ, в Крым и на Украину.. Здесь он изучал климатологию на юге России и в Крыму, незадолго до этого присоединённому к России. В составе экспедиции был художник Христиан Гейслер из Лейпцига. В самом начале путешествия, в феврале 1793 года, при переезде через реку Клязьму Паллас, вышедший из экипажа, наполовину провалился под лёд, после чего был вынужден в мокрой одежде проехать ещё 37 вёрст; в результате этого случая его здоровье было окончательно подорвано, и от полученной простуды он страдал до конца жизни..
Итак, 1 февраля 1793 Паллас вместе с семьей (женой Каролиной, урожденной Польман, дочерью от первого брака Альбертиной и художником Х.-Г. Гейслером) выехал из Санкт-Петербурга через Москву в Астрахань. Паллас проехал Поволжье, побывал на Северном Кавказе и в Крыму. Вернувшись в 1794 в Санкт-Петербург, он представил Екатерине II «Краткое физическое и топографическое описание Таврической области» (1795) и попросил разрешения поселиться в Крыму, желая завершить свои научные труды. Императрица Екатерина ему две деревни с участками земли в Айтодорской и Судакской долинах, дом в Симферополе и 10 тыс. руб. на устройство в Крыму училищ садоводства и виноделия, а также сохранила за ним академическое жалованье. Вершиной научной работы Палласа является фундаментальный труд, посвященный Крыму, который давно интересовал ученого. Он был активным участником экспедиции в Крым в 1781-1782 гг. (еще до присоединения его к России) во главе с В. Ф. Зуевым, которую послала Петербургская Академия Наук. Ученый прожил тогда в здесь около семи месяцев. Он побывал во всех уголках, изучал Крымские горы, природные особенности, собрал коллекцию минералов, обследовал соляные озера. Результаты его наблюдений были изложены в отчете «Краткое физическое и топографическое описание Таврической области», опубликованное еще в 1795 году. В нем автор называет Тавриду «замечательной на земной поверхности страной в отношении физической географии и минералогии», а горы Крыма – книгой, «в которой испытатель естества весьма много найдет того, что может послужить к изъяснению состава нашего земного шара».В 1795 году Паллас окончательно переехал в Крым. В дар за свои труды на благо России он получил от Екатерины грамоту на владение поместьями в крымских долинах и домом в Симферополе. Сенат поручил Палласу заняться устройством училищ садоводства и виноградарства, на что выделил 10 тысяч рублей.Паллас был первым ученым, поселившимся в Крыму. Переселившись в Крым, он исследовал его природу, занимался разведением садов и виноградников в Судакской и Козской долинах, закончил и опубликовал двухтомное издание своего путешествия по Югу России в 1793-1794.Пережившие землятресения бывают охвачены самыми мифологическими образами. Швейцарский психолог К.Г. Юнг, переживший довольно сильное землетрясение, писал, что ему казалось, что он находится на спине гигантского чудовища, которое трясет шкурой. Прочтя эти строки, я подумала, какие землетрясения были самыми сильными за период человеческой истории. Покопалась вот в Сети и нашла. Великое китайское землетрясение произошло в провинции Шэньси 23 января 1556 года. Оно унесло жизни приблизительно 830 000 человек — больше, чем любое другое землетрясение в истории человечества.
Некоторые районы Шэньси вовсе обезлюдели, в других погибло около 60% населения. Такое количество жертв было обусловлено тем, что большая часть населения провинции обитала в лёссовых пещерах, которые обрушились уже после первых толчков либо были затоплены селевыми потоками.
Один из очевидцев впоследствии предостерегал своих потомков, что с началом землетрясения не следует пытаться выбраться из дома на свежий воздух: «Когда птичье гнездо падает с дерева, яйца зачастую остаются невредимыми». Его слова свидетельствуют о том, что многие погибали, пытаясь покинуть свои жилища.
Фундаменты некоторых уцелевших пагод ушли под землю на 2 метра.
Ямайское землетрясение 1692 года. Около 7,2 по шкале магнитуд. Бо́льшая часть города, известного как «сокровищница Вест-Индии» и «одно из самых безнравственных мест на Земле», была затоплена морем. Около 2 тысяч человек погибло в результате землетрясения и цунами, ещё примерно 3 тысячи — от травм и распространившихся болезней. Некоторые из оставшихся в живых начали мародерствовать, город погряз в преступности. До землетрясения в городе проживало 6,5 тыс. жителей в приблизительно 2 тыс. зданиях, многие из которых были одноэтажными кирпичными постройками, стоявшими прямо на песке. При толчках песок разжижился и здания с жильцами «стекли» в море. Более двадцати судов, стоявших в гавани были опрокинуты, а один корабль, фрегат «Лебедь» в результате цунами оказался на крышах бывших домов. При основном толчке образовались волны из песка — расселины открывались и закрывались, сдавливая многих людей, а после окончания землетрясения песок затвердел и заточил в себе многих жертв.
Город был частично восстановлен, но после пожара в 1703 году и урагана 1722 года жители покинули его.
Великое лиссабонское землетрясение произошло 1 ноября 1755, в 9:20 утра. Оно повергло в руины Лиссабон — столицу Португалии, и было одним из наиболее разрушительных и смертоносных землетрясений в истории, унесшим жизни более 100 тысяч человек за 6 минут. За сейсмическими толчками последовали пожар и цунами, причинившее особенно много бед в силу прибрежного расположения Лиссабона.
Руины женского монастыря, разрушенного землетрясением, в Лиссабоне
Из 275 тыс. человек, населявших город, погибло более 90 тыс. Ещё 10 тыс. погибло на средиземноморском побережье Марокко. 85% зданий были разрушены, включая знаменитые дворцы, библиотеки, так же, как и лучшие образцы характерной португальской архитектуры XVI века. Здания, которые не были разрушены землетрясением, стали добычей огня.