Архитектура - застывшая музыка. Почему? Архитектура и музыка очень схожи. Изпокон веков мир наполняет мелодия, пение птиц, журчание воды, шелест листьев, шум дождя, Позже человечество создает музыкальные инструменты: барабаны, флейты, гитары, скрипки; и с их старается передать свои чувства и видение мира. Но ведь видение мира можно передать не только с музыки, а с картин, скульптуры и архитектуры. А можно ли с архитектуры передать музыку? Когда я слышу звучание органа в моем воображении всплывают картины темного пугающего храма готического стиле. Получается, я могу передать звучание органа, то как я его слышу, используя готический стиль архитектуры. Если взять современную музыку, электронную, которая часто играет в клубах. Включите ее, закройте глаза, что вы видите? Я вижу мощный взрыв, неясность очертаний, абсолютно все ассиметрично и не похоже друг на друга, яркий всплеск в ярких красках. В скульптуре я бы изобразил эту музыку как взырыв чего то мощного, камня например, как его осколки разлетаются в разные сторону, но осколки эти всевозможного цвета и всевозможных размеров Включите классику, Моцарта например. Включив эту музыку и закрыв глаза, я вижу что-то обычное, но высокое в понимании, довольно могущественное, строгое, с логической ясностью и без излишеств. Классический стиль, а если пресутствует некая изысканность, то может и Рококо. Да, с архитектуры определенно можно передать музыку. Архитектура - застывшая музыка.
Помню, в 5-м «Д» классе на одном из уроков русского языка говорили о простых и сложных предложениях. А накануне, когда дома обдумывала урок, мелькнула мысль объединить весь разговор темой зимы, добавив к нему литературный материал. Сейчас бы сказали: интегрированный урок. И получилось! Дети к тому же написали мини-сочинения. Саша писал о белой березе: «Мне нравится береза зимой. Она красивая, белая и тихая. Зимой ее ветки голые, беззащитные. А еще зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках. Тогда всем ребятам весело. А вот птицам голодно. И люди ставят кормушки, чтобы подкармливать пернатых». Настя назвала свою работу «Елочка нарядная»: «Мое любимое дерево – ель. Зимой на ель падает много снежинок, и она становится серебряной. Под Новый год мой дед берет разрешение на выдачу двух елей. И когда он приходит в лес, то видит, что пушистые колючие ветви покрыты драгоценной парчой. А утром она переливается, как множество драгоценных камней. Вечером ель меняет наряд и становится еще красивее прежнего». А это Лена: «Наступила осень. В сентябре еще была погода солнечная, а в ноябре выпал снег. Мой двор опустел, как будто уснул. Не слышны детские голоса. Стоит тишина. А во время каникул двор ожил. Я верю, что так будет всегда». Вот другие названия этюдов – «Как живая», «Хорошо в сквере», «Красавчик», «Дерево», «У бабушки», «И котенку нравится», «Дождались», «Горка», «Снегири прилетели». Сочинения еще слабые, но привлекают своей искренностью и внутренним желанием увидеть красоту ей, и кое-где уже намечается публицистический заряд: дети не просто описывают, а хотят как-то изменить мир. На другой день предложила: – Давайте поместим свои работы в стенгазету «Родная школа»? – Конечно! Ура! – А все сочинения? – робко поинтересовался Саша, очень слабый ученик. – Да! Вскоре на стенде красовалась газета с тематической подборкой «Здравствуй, Зимушка-зима!». Мы опубликовали все до единого рассказы, чтобы ребята поверили в себя, узнали, что каждый труд души интересен, чтобы и в будущем их сердца откликались на все, что происходит вокруг. Потом это у меня вошло в практику. Ученики тех классов, где я работала, «сотрудничали» с «Родной школой». С их подготовлены выпуски, посвященные А.Пушкину, С.Есенину, одному дню из жизни школы, ее шестидесятилетию.
Важно уважать мнение детей, считаться с ним, каким бы оно ни было. Вот почему я всегда спрашиваю разрешения у детей поместить их работу в газету или прочитать ее перед классом.В Библии сказано: «В начале было Слово...». Почему слово? Где бы я ни проводила отпуск, всегда старалась побывать в храмах, монастырях. Новый Афон, гора Святого Давида в Тбилиси, Нижний Тагил, Чердынь, Херсон, Прибалтика... Что влекло меня туда? Может быть, тогда уже пыталась понять, что стоит за этой фразой, какое оно, Слово, что несли служители веры людям. Было непривычно и трудно. Позже, рассказывая о жизни русских писателей, говорила о смятении духа, их мучительных поисках цели и смысла жизни. Так постепенно я приходила к пониманию того, что стоит за всем этим. Боль души, обостренная совесть, вера, доброта, служение Богу, поиски смысла бытия страждущим и заблудшим. Эта вера в Слово заставляет людей плакать, мучиться, страдать, любить, жалеть, становиться лучше. Берегу в своем сердце эти воспоминания, открытия, к которым пришла, и стараюсь разбудить с слова, литературы, творчества души своих учеников, сделать ребят лучше, чище. Нынешние программы, свобода, которую предоставили нам, словесникам, как нельзя лучше этому. Это и «возвращенные» писатели, это и уроки-исследования, это и стремление много думать самому и учить размышлять других, да и вообще на многие вещи смотреть по-иному. Сегодня я делаю попытку рассказать о своих наработках – уроках, внеклассных занятиях, которые, как мне кажется привить вкус к слову.
Архитектура и музыка очень схожи. Изпокон веков мир наполняет мелодия, пение птиц, журчание воды, шелест листьев, шум дождя, Позже человечество создает музыкальные инструменты: барабаны, флейты, гитары, скрипки; и с их старается передать свои чувства и видение мира. Но ведь видение мира можно передать не только с музыки, а с картин, скульптуры и архитектуры. А можно ли с архитектуры передать музыку?
Когда я слышу звучание органа в моем воображении всплывают картины темного пугающего храма готического стиле. Получается, я могу передать звучание органа, то как я его слышу, используя готический стиль архитектуры.
Если взять современную музыку, электронную, которая часто играет в клубах. Включите ее, закройте глаза, что вы видите? Я вижу мощный взрыв, неясность очертаний, абсолютно все ассиметрично и не похоже друг на друга, яркий всплеск в ярких красках. В скульптуре я бы изобразил эту музыку как взырыв чего то мощного, камня например, как его осколки разлетаются в разные сторону, но осколки эти всевозможного цвета и всевозможных размеров
Включите классику, Моцарта например. Включив эту музыку и закрыв глаза, я вижу что-то обычное, но высокое в понимании, довольно могущественное, строгое, с логической ясностью и без излишеств. Классический стиль, а если пресутствует некая изысканность, то может и Рококо.
Да, с архитектуры определенно можно передать музыку. Архитектура - застывшая музыка.
Помню, в 5-м «Д» классе на одном из уроков русского языка говорили о простых и сложных предложениях. А накануне, когда дома обдумывала урок, мелькнула мысль объединить весь разговор темой зимы, добавив к нему литературный материал. Сейчас бы сказали: интегрированный урок. И получилось! Дети к тому же написали мини-сочинения.
Важно уважать мнение детей, считаться с ним, каким бы оно ни было. Вот почему я всегда спрашиваю разрешения у детей поместить их работу в газету или прочитать ее перед классом.В Библии сказано: «В начале было Слово...». Почему слово? Где бы я ни проводила отпуск, всегда старалась побывать в храмах, монастырях. Новый Афон, гора Святого Давида в Тбилиси, Нижний Тагил, Чердынь, Херсон, Прибалтика...Саша писал о белой березе:
«Мне нравится береза зимой. Она красивая, белая и тихая. Зимой ее ветки голые, беззащитные.
А еще зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках. Тогда всем ребятам весело.
А вот птицам голодно. И люди ставят кормушки, чтобы подкармливать пернатых».
Настя назвала свою работу «Елочка нарядная»:
«Мое любимое дерево – ель. Зимой на ель падает много снежинок, и она становится серебряной. Под Новый год мой дед берет разрешение на выдачу двух елей. И когда он приходит в лес, то видит, что пушистые колючие ветви покрыты драгоценной парчой. А утром она переливается, как множество драгоценных камней. Вечером ель меняет наряд и становится еще красивее прежнего».
А это Лена:
«Наступила осень. В сентябре еще была погода солнечная, а в ноябре выпал снег. Мой двор опустел, как будто уснул. Не слышны детские голоса. Стоит тишина.
А во время каникул двор ожил.
Я верю, что так будет всегда».
Вот другие названия этюдов – «Как живая», «Хорошо в сквере», «Красавчик», «Дерево», «У бабушки», «И котенку нравится», «Дождались», «Горка», «Снегири прилетели».
Сочинения еще слабые, но привлекают своей искренностью и внутренним желанием увидеть красоту ей, и кое-где уже намечается публицистический заряд: дети не просто описывают, а хотят как-то изменить мир.
На другой день предложила:
– Давайте поместим свои работы в стенгазету «Родная школа»?
– Конечно! Ура!
– А все сочинения? – робко поинтересовался Саша, очень слабый ученик.
– Да!
Вскоре на стенде красовалась газета с тематической подборкой «Здравствуй, Зимушка-зима!». Мы опубликовали все до единого рассказы, чтобы ребята поверили в себя, узнали, что каждый труд души интересен, чтобы и в будущем их сердца откликались на все, что происходит вокруг.
Потом это у меня вошло в практику. Ученики тех классов, где я работала, «сотрудничали» с «Родной школой». С их подготовлены выпуски, посвященные А.Пушкину, С.Есенину, одному дню из жизни школы, ее шестидесятилетию.
Что влекло меня туда? Может быть, тогда уже пыталась понять, что стоит за этой фразой, какое оно, Слово, что несли служители веры людям. Было непривычно и трудно. Позже, рассказывая о жизни русских писателей, говорила о смятении духа, их мучительных поисках цели и смысла жизни. Так постепенно я приходила к пониманию того, что стоит за всем этим. Боль души, обостренная совесть, вера, доброта, служение Богу, поиски смысла бытия страждущим и заблудшим. Эта вера в Слово заставляет людей плакать, мучиться, страдать, любить, жалеть, становиться лучше.
Берегу в своем сердце эти воспоминания, открытия, к которым пришла, и стараюсь разбудить с слова, литературы, творчества души своих учеников, сделать ребят лучше, чище.
Нынешние программы, свобода, которую предоставили нам, словесникам, как нельзя лучше этому. Это и «возвращенные» писатели, это и уроки-исследования, это и стремление много думать самому и учить размышлять других, да и вообще на многие вещи смотреть по-иному.
Сегодня я делаю попытку рассказать о своих наработках – уроках, внеклассных занятиях, которые, как мне кажется привить вкус к слову.