В конце I тыс. до н. э. в степях Монголии и Забайкалья плиточные могилы внезапно исчезают и сменяются новыми памятниками — гуннскими. Памятники эти впервые открыл в конце XIX в. в Забайкалье и правильно определил их этническую принадлежность Ю. Д. Талько-Грынцевич. «Не суть ли похороненные в срубах те из тюркских племен, которые в середине III в. до р. х. сплотились в одно могущественное государство Хун-Ну?» — писал он по поводу раскопок в Ильмовой пади и других местах.11Жизнь гуннов выразительно описана их современником Сымацяном. Самой характерной чертой гуннской жизни является, по описанию Сымацяна, скотоводство и притом кочевое, с постоянной переменой места: «Обитая за северными пределами Китая, они переходят со своим скотом с одних пастбищ на другие. Из домашнего скота более содержат лошадей, крупный и мелкий рогатый скот; частью разводят верблюдов, ослов, лошаков и лошадей лучших пород. Перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде... Начиная с владетелей, все питаются мясом домашнего скота, одеваются его кожами, прикрываются шерстяным и меховым одеянием».12