Природа... Природа - это то, что окружает человека с первых мгновений его жизни и до самой смерти. Человек неотделим от природы, он сам является частью ее. Красота и неповторимость окружающего мира, его неисчерпаемая прелесть вдохновляли величайших писателей, поэтов, живописцев и композиторов на создание самых прекрасных их произведений. И такие замечательные русские лирики, как В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, С. А. Есенин и многие другие, не стали исключением: тема родной природы - одна из основных в их творчестве.
Образ природы - это образ очень сложный и многоликий: при чтении различных произведений, пусть даже одного автора, перед нами встает то тихий, ясный день, то печальный вечер, то бурная зимняя ночь. И при создании образа природы поэт использует те же художественно-выразительные средства, что и при создании других образов: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и так далее.
Но природа является не только источником вдохновения, а еще и одним из основных выразительных средств, при которых мы можем лучше понять душу писателя или ту мысль, которую он хотел донести до нас.
Картины родной природы, написанные великим русским лириком С. А. Есениным, дают нам возможность почувствовать мироощущение поэта, проникнуть в самые потайные уголки его души. Природа в стихотворениях Есенина не просто фон для человеческих переживаний и не просто предмет изображения: поэт “одушевляет” каждое деревце, каждую травинку: березка-девушка “загляделась в пруд” и хочет “в косы-ветви лунный гребешок”, “черемуха душистая” ветви “что кудри завила” и т, д. И каждое слово, каждая картина дышат такой нежностью, такой любовью, что становится ясно: где бы ни был поэт и что бы он ни делал, Родина и родная природа всегда будут частью его души, и ни время, ни новые впечатления не смогут стереть их образ.
Картины родной природы читателю понять душу другого великого русского поэта - Ф. И. Тютчева. В своих стихотворениях он, подобно Есенину, одушевляет пейзаж, но, наделяя окружающую природу человеческими чертами, он не ставит на одну ступень с человеком, а возносит над ним: природа для него - это тайна, нечто непостижимое и вечное в сравнении с мимолетностью человеческой жизни.
Например, в стихотворении “О чем ты воешь, ветр ночной...” перед читателем встает бурный ночной пейзаж: ветер, о чем-то “сетующий безумно”, “заснувшие бури”, под которыми “хаос шевелится”, и все это окутано атмосферой загадочности и таинственности, созданию которой употребление таких эпитетов, как, например, “странный”, “глухо жалобный”, “непонятный”, “ночной” и т, д.
Но пейзаж далеко не всегда является основной целью изображения художника: очень часто он является лишь фоном, служащим для того, чтобы создать настроение, соответствующее чувствам и мыслям автора. Свет угасающего дня, “последний луч зари”, “умирающий на башнях”, созвучны грустным раздумьям автора о бренности человеческого бытия, об ушедших друзьях, о напрасно потраченной, увядшей молодости:
Вот Вам наикратчайшее содержание сказки Константина Паустовского "Растрёпанный воробей". Вернее, мораль: добро порождает добро! ) А если серьёзно, то старая ворона, залетев в форточку квартиры, где с мамой и няней жила девочка Маша, украла стеклянный букетик в виде броши. А маленький и отважный воробей по имени Пашка с друзьями воробьями этот букетик у вороны отбил и вернул маме девочки в день премьеры балета "Золушка" в Большом театре, где она танцевала главную партию и должна была по своего мужа и отца Маши, героя-моряка, приколоть этот букетик к платью в знак своей к нему любви. А вернул букетик Пашка-воробей потому, что был очень благодарен девочке Маше, которая его от смерти, взяв холодного и голодного домой, где обогрела и накормила.
Природа... Природа - это то, что окружает человека с первых мгновений его жизни и до самой смерти. Человек неотделим от природы, он сам является частью ее. Красота и неповторимость окружающего мира, его неисчерпаемая прелесть вдохновляли величайших писателей, поэтов, живописцев и композиторов на создание самых прекрасных их произведений. И такие замечательные русские лирики, как В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, С. А. Есенин и многие другие, не стали исключением: тема родной природы - одна из основных в их творчестве.
Образ природы - это образ очень сложный и многоликий: при чтении различных произведений, пусть даже одного автора, перед нами встает то тихий, ясный день, то печальный вечер, то бурная зимняя ночь. И при создании образа природы поэт использует те же художественно-выразительные средства, что и при создании других образов: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и так далее.
Но природа является не только источником вдохновения, а еще и одним из основных выразительных средств, при которых мы можем лучше понять душу писателя или ту мысль, которую он хотел донести до нас.
Картины родной природы, написанные великим русским лириком С. А. Есениным, дают нам возможность почувствовать мироощущение поэта, проникнуть в самые потайные уголки его души. Природа в стихотворениях Есенина не просто фон для человеческих переживаний и не просто предмет изображения: поэт “одушевляет” каждое деревце, каждую травинку: березка-девушка “загляделась в пруд” и хочет “в косы-ветви лунный гребешок”, “черемуха душистая” ветви “что кудри завила” и т, д. И каждое слово, каждая картина дышат такой нежностью, такой любовью, что становится ясно: где бы ни был поэт и что бы он ни делал, Родина и родная природа всегда будут частью его души, и ни время, ни новые впечатления не смогут стереть их образ.
Картины родной природы читателю понять душу другого великого русского поэта - Ф. И. Тютчева. В своих стихотворениях он, подобно Есенину, одушевляет пейзаж, но, наделяя окружающую природу человеческими чертами, он не ставит на одну ступень с человеком, а возносит над ним: природа для него - это тайна, нечто непостижимое и вечное в сравнении с мимолетностью человеческой жизни.
Например, в стихотворении “О чем ты воешь, ветр ночной...” перед читателем встает бурный ночной пейзаж: ветер, о чем-то “сетующий безумно”, “заснувшие бури”, под которыми “хаос шевелится”, и все это окутано атмосферой загадочности и таинственности, созданию которой употребление таких эпитетов, как, например, “странный”, “глухо жалобный”, “непонятный”, “ночной” и т, д.
Но пейзаж далеко не всегда является основной целью изображения художника: очень часто он является лишь фоном, служащим для того, чтобы создать настроение, соответствующее чувствам и мыслям автора. Свет угасающего дня, “последний луч зари”, “умирающий на башнях”, созвучны грустным раздумьям автора о бренности человеческого бытия, об ушедших друзьях, о напрасно потраченной, увядшей молодости:
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем.
О дней моих весна, как скрылась ты
С твоим блаженством и страданьем...
А если серьёзно, то старая ворона, залетев в форточку квартиры, где с мамой и няней жила девочка Маша, украла стеклянный букетик в виде броши. А маленький и отважный воробей по имени Пашка с друзьями воробьями этот букетик у вороны отбил и вернул маме девочки в день премьеры балета "Золушка" в Большом театре, где она танцевала главную партию и должна была по своего мужа и отца Маши, героя-моряка, приколоть этот букетик к платью в знак своей к нему любви. А вернул букетик Пашка-воробей потому, что был очень благодарен девочке Маше, которая его от смерти, взяв холодного и голодного домой, где обогрела и накормила.