Знаменитый роман Л.Н. Толстого называется «Война и мир». Среди ранних произведений В.В. Маяковского есть поэма с таким же названием: «Война и мир». А как следует понимать в том и в другом случае слово мир? Ведь это существительное может пониматься не только как антоним к слову война (т.е. в значении 'спокойствие, отсутствие вражды'), но и в значении 'вселенная, Земля, окружение, совокупность' (ср. выражения вроде весь мир или мир знаний). Есть ли какие-то свидетельства в пользу того или иного толкования этих слов в составе упомянутых названий?
В творчестве Шекспира выделяют три периода: оптимистический, трагический и романтический. С трагедии «Гамлет» начинается второй период его творческого развития, когда трагическое сознание Шекспира достигает своей кульминации. В трагедиях Шекспира нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.
«Гамлет» - одна из самых популярных и одновременно сложных для понимания пьес Шекспира. Магистральный сюжет трагедии - судьба человека в обществе, возможности человеческой личности при недостойном человека миропорядке. Гамлет идеализирует в начале действия свой мир и себя, исходя из высокого назначения человека, он проникнут верой в разумность системы жизни и в свою творить свою судьбу. Действие строится на том, что протагонист вступает на этой почве с миром в великий конфликт, который приводит его через “трагическое заблуждение” к ошибкам, страданиям, проступкам, совершенным в состоянии трагического аффекта. Гамлет клянется отдать свою жизнь делу мести за отца – и вместо этого на протяжении четырех актов размышляет, корит себя и других, философствует, не предпринимая ничего решительного. Здесь дело не в самом герое, Гамлет сам корит себя за бездействие, а в том особенном положении, в которое он попал (после гуманистического рая университета ему открывается предательство матери, друзей и пр.). В ходе действия Гамлет осознает истинное лицо мира и свои возможности в этом мире. Гибелью в развязке герой утверждает величие человеческой личности.
Гамлет – человек нового времени, человек мысли. Размышления – его естественная потребность. Ему нужно понять, прежде чем действовать. Существуют различные трактовки образа Гамлета.
1) Версия "слабого Гамлета" - предложена Гёте и братьями Шлегелями. Согласно этой теории, Гамлет - человек сильного интеллекта, но слабой воли предвидеть последствия своих поступков, и их знание парализует его решимость, усугубляет презрение к себе. В этом случае трагедию Гамлета можно понимать как потерю внутреннего единства.
2) Теория «сильного Гамлета» Пинского. Здесь ключевой выступает фараз Гамлета про связь времен. Гамлет живет на переломе времен: уходит эпоха, воплощенная в старом короле, с ее культом доблести и человеческого достоинства, и наступает эпоха короля Клавдия - с "государственным лицемерием". Гамлет понимает историческую неизбежность подобной перемены, но не может смириться с ней, тяготится ожесточенностью противоборства. Эти колебания и ослабляют его решимость.
3) Английские шекспироведы и "версия трагической истины". Согласно ей, ключевая фраза в роли Гамлета - его слова о человеке как о прахе. Человек наиболее разрушаемая временем вещь – т.е. человек не может распоряжаться своей природой. Ряд предательств самых близких Гамлету людей служит доказательством этого, ведь Гамлет знал их совсем другими, их испортило время.
Существуют две версии смысла трагедии - объективная и субъективная.
Объективная - те обстоятельства, с которыми сталкивается Гамлет (предательства, явление призрака). Гамлет не мстит, а творит возмездие, а для нужно, чтобы все выглядело справедливо, иначе он убьет саму справедливость. Т.е. он вершит высший суд, а не просто мстит.
Субъективная – медлительность Гамлета. Гамлет убежден, что именно он должен восстановить справедливость, его аналитические которые приводят к пониманию необходимости и бессмысленности мести.
Также существует еще одна концепция: проблема Гамлета связана с резким смещением хронологической
Владимир Дубровский в повести Пушкина «Дубровский» – молодой дворянин, выучившийся в Петербурге, растрачивающий деньги своего отца. У него совершенно обычная, но при этом приятная наружность: русые волосы, карие глаза, прямой нос. На любом балу он всегда был востребован, многие дамы хотели танцевать только с ним.Также стоит отметить и другие его не менее важные хорошие качества: доброта, честность, великодушие, манерность, щедрость, отвага. Но были в нём и некоторые недостатки, такие как: расточительность, игромания. Находясь в Петербурге, он проиграл много денег в карты. Но самое главное и хорошее его качество – человечность. Очень сильно он любил отца и переживал за его здоровье, также его несомненную душевную доброту показывает и тот факт, что он очень сильно любил крепостных отца. О том, что Дубровский действительно добрый говорит ещё и тот факт, что он полюбил Марию, хотя её отец – Троекуров Кирилла Петрович и был его заклятым врагом. Владимир готов был простить любые обиды связанные с деньгами, лишь бы Машино сердце принадлежало только ему. Рано потеряв мать, герой воспитывается отцом, а в семь лет отправляется в Петербург учиться. Повзрослев, молодой человек начал вести беззаботную жизнь, растрачивая и без того небольшое состояние своего отца. В мечтах он надеялся найти богатую невесту, тем самым решив свои финансовые проблемы. Однако после смерти отца и потери его имения, Дубровский решает отомстить человеку, который завладел нечестным путем чужим жилищем. Он втирается в доверие к дворянину Троекурову, начав преподавать его дочки французский и танцы, а также занимаясь с его сыном. Дубровский хорошо образован, и ему не составляет труда выдать себя за того, кем он на самом деле не является.Им движет чувство мести, он хочет расквитаться с человеком, который отнял у него имущество. Но влюбившись в дочку Троекурова, он оставляет план мести. Это говорит о его благородстве и большом сердце. Несмотря на недостатки в характере, у Владимира большое сердце на большую любовь. И даже когда Мария выходит замуж за другого, он не собирается мстить, а отпускает ее и уезжает за границу.