пафос стихотворения «живите не в пространстве, а во времени… » строится на антитезе – противопоставлении времени и пространства. и хотя поэт ставит их на разные полюса жизни человека, одно без другого невозможно. впрочем, и люди не могут существовать без них.
в тоже время, само стихотворение – развернутая метафора. сравнение самого бытия человеческого со временем. вместе с тем, в самом стихотворении присутствуют средства художественной выразительности, хотя и в относительно малом количестве. например, метафора (минутные деревья, минутные дома) и эпитет (бессонная минута) .
интересно, что в стихотворении нет конкретизации – нет ни лирического героя, ни обращения к кому-то лично. таким образом, автор обращается ко всем сразу.
поэт изображает все привычные для нас вещи во временном поясе. это необычно и подчеркивает стремление вознесенского к точности, вероятно к распределению своего времени по минутам. слова из первого четверостишия доказывают это:
«живите не в пространстве, а во времени,
минутные деревья вам доверены,
владейте не лесами, а часами,
живите под минутными домами… »
даже вместо накидки или шубки, автор советует закутаться во время:
«…и плечи вместо соболя кому-то
закутайте в бессонную минуту… »
построение этого стихотворения создает эффект перехода из реального мира в мир времени, где вокруг вас сплошные минуты, часы и дни. в финале, последние 2 строки, поэт посвящает выбору своего пути, либо жить во времени, либо умереть в пространстве. этот вопрос на сегодняшний день остается актуальным, ведь все мы стоим перед этим нелегким выбором.
в этом художественном произведении можно найти разный смех: добродушный, легкий, порицающий, злой, мстительный и беспощадный. все зависит от того, насколько глубока проблема, насколько испорчен объект этой насмешки.
надежда тэффи в произведении «свои и чужие» размышляет о том, чем различаются свои и чужие, близкие люди и те, кто находится в разряде «знакомые». в рассказе тэффи говорит о повседневных вещах, об обыденной жизни, перед нами появляются узнаваемые ситуации, которые были с каждым из нас. нужно сказать, что писательница вовсе не высмеивает в этом произведении никого и ничто, она принимает все так, как есть. она лишь обращает наше внимание на комичность некоторых аспектов нашей жизни.
тэффи пишет о том, как странно мы делим людей на своих и чужих и как нелогично мы относимся к тем, кто нам никто и к тем, кто нам близок.
она пишет:
«чем больше у человека своих, тем больше знает он о себе горьких истин и тем тяжелее ему живется на свете. встретите вы, например, на улице чужого человека. он улыбнется вам и скажет:
— какая вы сегодня свеженькая!
а если через три минуты (что за такой короткий срок может в вас измениться? ) подойдет свой, он посмотрит на вас презрительно и скажет:
— а у тебя, голубушка, что-то нос вспух. насморк, что ли? »
читая этот легкий, юмористический рассказ, мы узнаем себя, мы понимаем, что писательница права, и смеемся. и, казалось бы, так ли серьезен этот смех? ведь мы не переступаем никаких моральных границ, ни делаем ничего, за что можно было бы гореть от стыда. разделение на своих и чужих кажется таким естественным! однако тэффи так пишет обо всем этом, что мы невольно смотрим на себя стороны и понимаем, как смешно, как алогично наше поведение, как неправильно наше стремление угодить чужим и бесцеремонность со своими.
автор говорит о том, о чем многие молчат, указывает на людские пороки, заставляет человека посмотреть на себя со стороны.
живите не в пространстве, а во времени,
минутные деревья вам доверены,
владейте не лесами, а часами,
живите под минутными домами
и плечи вместо соболя кому-то
закутайте в бессонную минуту.
умирают – в пространстве.
живут – во времени.
пафос стихотворения «живите не в пространстве, а во времени… » строится на антитезе – противопоставлении времени и пространства. и хотя поэт ставит их на разные полюса жизни человека, одно без другого невозможно. впрочем, и люди не могут существовать без них.
в тоже время, само стихотворение – развернутая метафора. сравнение самого бытия человеческого со временем. вместе с тем, в самом стихотворении присутствуют средства художественной выразительности, хотя и в относительно малом количестве. например, метафора (минутные деревья, минутные дома) и эпитет (бессонная минута) .
интересно, что в стихотворении нет конкретизации – нет ни лирического героя, ни обращения к кому-то лично. таким образом, автор обращается ко всем сразу.
поэт изображает все привычные для нас вещи во временном поясе. это необычно и подчеркивает стремление вознесенского к точности, вероятно к распределению своего времени по минутам. слова из первого четверостишия доказывают это:
«живите не в пространстве, а во времени,
минутные деревья вам доверены,
владейте не лесами, а часами,
живите под минутными домами… »
даже вместо накидки или шубки, автор советует закутаться во время:
«…и плечи вместо соболя кому-то
закутайте в бессонную минуту… »
построение этого стихотворения создает эффект перехода из реального мира в мир времени, где вокруг вас сплошные минуты, часы и дни. в финале, последние 2 строки, поэт посвящает выбору своего пути, либо жить во времени, либо умереть в пространстве. этот вопрос на сегодняшний день остается актуальным, ведь все мы стоим перед этим нелегким выбором.
вот так я
в этом художественном произведении можно найти разный смех: добродушный, легкий, порицающий, злой, мстительный и беспощадный. все зависит от того, насколько глубока проблема, насколько испорчен объект этой насмешки.
надежда тэффи в произведении «свои и чужие» размышляет о том, чем различаются свои и чужие, близкие люди и те, кто находится в разряде «знакомые». в рассказе тэффи говорит о повседневных вещах, об обыденной жизни, перед нами появляются узнаваемые ситуации, которые были с каждым из нас. нужно сказать, что писательница вовсе не высмеивает в этом произведении никого и ничто, она принимает все так, как есть. она лишь обращает наше внимание на комичность некоторых аспектов нашей жизни.
тэффи пишет о том, как странно мы делим людей на своих и чужих и как нелогично мы относимся к тем, кто нам никто и к тем, кто нам близок.
она пишет:
«чем больше у человека своих, тем больше знает он о себе горьких истин и тем тяжелее ему живется на свете. встретите вы, например, на улице чужого человека. он улыбнется вам и скажет:
— какая вы сегодня свеженькая!
а если через три минуты (что за такой короткий срок может в вас измениться? ) подойдет свой, он посмотрит на вас презрительно и скажет:
— а у тебя, голубушка, что-то нос вспух. насморк, что ли? »
читая этот легкий, юмористический рассказ, мы узнаем себя, мы понимаем, что писательница права, и смеемся. и, казалось бы, так ли серьезен этот смех? ведь мы не переступаем никаких моральных границ, ни делаем ничего, за что можно было бы гореть от стыда. разделение на своих и чужих кажется таким естественным! однако тэффи так пишет обо всем этом, что мы невольно смотрим на себя стороны и понимаем, как смешно, как алогично наше поведение, как неправильно наше стремление угодить чужим и бесцеремонность со своими.
автор говорит о том, о чем многие молчат, указывает на людские пороки, заставляет человека посмотреть на себя со стороны.