Жизнь ведь это только миг, Только растворенье Нас самих во всех других Как бы им в даренье. Как вы понимаете смысл этих слов Пастернака и как они перекликаются с темой нашего урока?
Каждый год наша страна отмечает очередную мирную весну, но время, фронтовые раны и болезни неумолимы. Из каждых 100 победителей в живых осталось сегодня лишь двое. И эта печальная статистика заставляет нас, всех тех, кто родился после победы, с особым почетом, заботой и вниманием относиться к каждому ветерану Великой Отечественной войны. Каждый год в эти дни объявляется минута молчания, трижды звучат залпы военного салюта, и все мы в эту минуту думаем о своем, а по сути — об одном и том же: мысленно вспоминаем своих дедов и прадедов, которые на полях сражений отдали жизни ради победы, ради нашей жизни и нашего будущего.
Память о предках — не только исторических, но и непосредственных представителях наших семей — составляет главное богатство нашей души. Ведь для того, чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих — прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Память об ушедших священна: «Под каждой могильной плитой — мировая история», — как говорил Г. Гейне. Героизм воинов Второй мировой войны... Мы не может знать всех поименно, но разве в имени дело? То, что свершили эти люди, не нуждается в комментариях.
Даже не зная имен, мы вспоминаем о них добрым словом, и не случайно самое большое количество цветов — свидетельство памяти народной и преклонения — именно у Могилы Неизвестного солдата. И горит Вечный огонь, подтверждая: «Имя твое — неизвестно, подвиг твой — бессмертен!» Все они воевали не за собственное благополучие, воевали за свободу Родины, боролись за независимость народа. Потому и бессмертны они. Ведь человек жив до тех пор, пока о нем помнят.
Многие из людей устроены так, что их раздражают те, кто на них не похож, кто пытается поступать по-своему.
Герой, прилежно собирающий ягоды, - прямой укор “левонтьевской орде”, пример того, что можно по-другому относиться к жизни и к своим обязанностям. Отмечаем злорадство в реплике главного “провокатора”: “Задаст тебе Катерина Петровна! Задаст! ” - заржал Санька”. Обычно в такой ситуации люди, подобные Саньке, стараются доказать тем или другим своё превосходство или заставить человека, выбивающегося из общего ряда, делать, как все, и для этого порой применяются провокационные методы, подобные санькиному.
Рано или поздно каждый рискует попасть в похожую историю, и надо научиться противостоять “провокаторам”.
Как выпутаться? Что можно ответить Саньке, чтобы изменить ход событий?
Рассматриваются, например, такие варианты. Можно спокойно сказать: “Да, испугался бабушки Катерины Петровны, да, жадина, и буду дальше собирать ягоды”. Увидев, что его оружие не действует, враг успокоится или будет искать другие
Можно ответить “А тебе-то какое дело! Хочу и собираю. Я к вам не лезу, и вы мне не мешайте. ” Ещё один вариант: “А вам что, завидно, что ли? ” ? и т. д. После того, как ответы иссякли, пытаемся выяснить, какой из ответов был лучшим, и приходим к выводу, что это зависит от характера человека, но самое главное в такой ситуации - не чувствовать себя ущемлённым и не пытаться доказать свою храбрость и независимость, так как именно этого и добиваются “провокаторы”.
Подумаем о настроении героя при возвращении, о коварном совете Саньки, чувстве вины, которое мучило героя, о том, как долго после приезда бабушки не возвращался герой домой, как утром, стыдясь взглянуть бабушке в глаза, делал вид, что спит, как мучался раскаянием.
Приходим к выводу, что наказание состоит не только и не столько в упрёках бабушки, сколько в муках совести и чувстве вины, которые испытывает герой.
Удалось ли Саньке выучить своей грамоте героя рассказа?
“Нет! ” – отвечают ребята. “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду! ” – восклицает герой рассказа, прерывая череду обманов и отказываясь инсценировать исчезновение.
Почему же герой не последовал совету Саньки? Может, Санька неправильно предсказал поведение бабушки?
Поведение бабушки, скорее всего, было предсказано верно, но герой уже понял свои ошибки, раскаялся в них, он любит свою суровую бабушку, и ему жаль огорчать её ещё сильнее.
Можно ли “левонтьевских ребятишек” назвать настоящими друзьями?
А это уже серьезный вопрос… Друзья нас учат, и порой через такие вот искусы и испытания.
Этот же самый Санька в свое время станет настоящим защитником своей семьи, страны… и погибнет на фронт
Память о предках — не только исторических, но и непосредственных представителях наших семей — составляет главное богатство нашей души. Ведь для того, чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих — прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Память об ушедших священна: «Под каждой могильной плитой — мировая история», — как говорил Г. Гейне. Героизм воинов Второй мировой войны... Мы не может знать всех поименно, но разве в имени дело? То, что свершили эти люди, не нуждается в комментариях.
Даже не зная имен, мы вспоминаем о них добрым словом, и не случайно самое большое количество цветов — свидетельство памяти народной и преклонения — именно у Могилы Неизвестного солдата. И горит Вечный огонь, подтверждая: «Имя твое — неизвестно, подвиг твой — бессмертен!» Все они воевали не за собственное благополучие, воевали за свободу Родины, боролись за независимость народа. Потому и бессмертны они. Ведь человек жив до тех пор, пока о нем помнят.
Санькой руководила зависть.
Многие из людей устроены так, что их раздражают те, кто на них не похож, кто пытается поступать по-своему.
Герой, прилежно собирающий ягоды, - прямой укор “левонтьевской орде”, пример того, что можно по-другому относиться к жизни и к своим обязанностям. Отмечаем злорадство в реплике главного “провокатора”: “Задаст тебе Катерина Петровна! Задаст! ” - заржал Санька”. Обычно в такой ситуации люди, подобные Саньке, стараются доказать тем или другим своё превосходство или заставить человека, выбивающегося из общего ряда, делать, как все, и для этого порой применяются провокационные методы, подобные санькиному.
Рано или поздно каждый рискует попасть в похожую историю, и надо научиться противостоять “провокаторам”.
Как выпутаться? Что можно ответить Саньке, чтобы изменить ход событий?
Рассматриваются, например, такие варианты. Можно спокойно сказать: “Да, испугался бабушки Катерины Петровны, да, жадина, и буду дальше собирать ягоды”. Увидев, что его оружие не действует, враг успокоится или будет искать другие
Можно ответить “А тебе-то какое дело! Хочу и собираю. Я к вам не лезу, и вы мне не мешайте. ” Ещё один вариант: “А вам что, завидно, что ли? ” ? и т. д. После того, как ответы иссякли, пытаемся выяснить, какой из ответов был лучшим, и приходим к выводу, что это зависит от характера человека, но самое главное в такой ситуации - не чувствовать себя ущемлённым и не пытаться доказать свою храбрость и независимость, так как именно этого и добиваются “провокаторы”.
Подумаем о настроении героя при возвращении, о коварном совете Саньки, чувстве вины, которое мучило героя, о том, как долго после приезда бабушки не возвращался герой домой, как утром, стыдясь взглянуть бабушке в глаза, делал вид, что спит, как мучался раскаянием.
Приходим к выводу, что наказание состоит не только и не столько в упрёках бабушки, сколько в муках совести и чувстве вины, которые испытывает герой.
Удалось ли Саньке выучить своей грамоте героя рассказа?
“Нет! ” – отвечают ребята. “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду! ” – восклицает герой рассказа, прерывая череду обманов и отказываясь инсценировать исчезновение.
Почему же герой не последовал совету Саньки? Может, Санька неправильно предсказал поведение бабушки?
Поведение бабушки, скорее всего, было предсказано верно, но герой уже понял свои ошибки, раскаялся в них, он любит свою суровую бабушку, и ему жаль огорчать её ещё сильнее.
Можно ли “левонтьевских ребятишек” назвать настоящими друзьями?
А это уже серьезный вопрос… Друзья нас учат, и порой через такие вот искусы и испытания.
Этот же самый Санька в свое время станет настоящим защитником своей семьи, страны… и погибнет на фронт