Весело сияет Месяц над селом; Белый снег сверкает Синим огоньком.Месяца лучами Божий храм облит; Крест под облаками, Как свеча, горит.Пусто, одиноко Сонное село; Вьюгами глубоко Избы занеслоТишина немая В улицах пустых, И не слышно лая Псов сторожевых богу, Спит крестьянский люд, Позабыв тревогу И тяжелый труд.Лишь в одной избушке Огонек горит: Бедная старушка Там больна лежит.Думает-гадает Про своих сирот: Кто их приласкает, Как она умрет.Горемыки-детки, Долго ли до бед! Оба малолетки, Разуму в них нет;Как начнут шататься По дворам чужим — Мудрено ль связаться С человеком злым!..А уж тут дорога Не к добру лежит: Позабудут бога, Потеряют стыд.Господи, помилуй Горемык-сирот! Дай им разум-силу, Будь ты им в оплот!..И в лампадке медной Теплится огонь, Освещая бледно Лик святых икон,И черты старушки, Полные забот, И в углу избушки Дремлющих сирот.Вот петух бессонный Где-то закричал; Полночи спокойной Долгий час настал.И бог весть отколе Песенник лихой Вдруг промчался в поле С тройкой удалой,И в морозной дали Тихо потонул И напев печали, И тоски разгул.
«Видение на Неве» вплотную подводит нас к замыслу «Бедных людей» (см. на нашем сайте полный текст, анализ, историю создания и краткое содержание этой повести). История «титулярного сердца, честного и чистого, и девочки оскорбленной и грустной» и есть история Макара Девушкина и Вареньки. Для своей повести Достоевский берет самую избитую тему основанной Гоголем «натуральной школы». В повести «Шинель» Гоголь изображает бедного чиновника, «маленького человека» Акакия Акакиевича, тупого, забитого и бессловесного. Ценой невероятных лишений он собирает деньги на покупку новой шинели. Но ее у него крадут, и он умирает от отчаяния. Герой «Бедный людей», Макар Девушкин, тоже бедный и жалкий чиновник, тоже маленький человек; он тоже всю жизнь переписывает бумаги, над ним издеваются сослуживцы, его распекает начальство. Даже наружностью, платьем, сапогами он похож на героя «Шинели». Достоевский усваивает все приемы Гоголя, усиливая и усложняя их, но вместе с тем ученик бунтует против учителя. Его возмущает отношение Гоголя к своему несчастному герою. Разве «Шинель» не есть убийственная насмешка над «бедным чиновником»? Разве Акакий Акакиевич – не ходячий автомат, не тупое существо, высший идеал которого теплая шинель? Достоевский, усвоив технику гоголевской школы, взрывает ее изнутри. Он очеловечивает смешного героя. В 1840-х годах, в русском обществе распространялось влияние французского социального романа, с его проповедью гуманности и общественной справедливости (Бальзак, Жорж Занд), и «Бедные люди» ответили новым настроением читателя. Достоевский сделал простое, но гениальное изменение в композиции Гоголя: вместо вещи («Шинель») поставил живое человеческое лицо (Вареньку) и произошло чудесное превращение. Смешная самоотверженность Акакия Акакиевича ради покупки шинели, его аскетизм, опошленный недостойным объектом, обернулись возвышенной и трогательной привязанностью Макара Алексеевича к своей Вареньке. Из мании Башмачкина Достоевский сделал бескорыстную любовь Девушкина. (Имя Башмачкин – вещное, имя Девушкин – личное).
Месяц над селом;
Белый снег сверкает
Синим огоньком.Месяца лучами
Божий храм облит;
Крест под облаками,
Как свеча, горит.Пусто, одиноко
Сонное село;
Вьюгами глубоко
Избы занеслоТишина немая
В улицах пустых,
И не слышно лая
Псов сторожевых богу,
Спит крестьянский люд,
Позабыв тревогу
И тяжелый труд.Лишь в одной избушке
Огонек горит:
Бедная старушка
Там больна лежит.Думает-гадает
Про своих сирот:
Кто их приласкает,
Как она умрет.Горемыки-детки,
Долго ли до бед!
Оба малолетки,
Разуму в них нет;Как начнут шататься
По дворам чужим —
Мудрено ль связаться
С человеком злым!..А уж тут дорога
Не к добру лежит:
Позабудут бога,
Потеряют стыд.Господи, помилуй
Горемык-сирот!
Дай им разум-силу,
Будь ты им в оплот!..И в лампадке медной
Теплится огонь,
Освещая бледно
Лик святых икон,И черты старушки,
Полные забот,
И в углу избушки
Дремлющих сирот.Вот петух бессонный
Где-то закричал;
Полночи спокойной
Долгий час настал.И бог весть отколе
Песенник лихой
Вдруг промчался в поле
С тройкой удалой,И в морозной дали
Тихо потонул
И напев печали,
И тоски разгул.
«Видение на Неве» вплотную подводит нас к замыслу «Бедных людей» (см. на нашем сайте полный текст, анализ, историю создания и краткое содержание этой повести). История «титулярного сердца, честного и чистого, и девочки оскорбленной и грустной» и есть история Макара Девушкина и Вареньки. Для своей повести Достоевский берет самую избитую тему основанной Гоголем «натуральной школы». В повести «Шинель» Гоголь изображает бедного чиновника, «маленького человека» Акакия Акакиевича, тупого, забитого и бессловесного. Ценой невероятных лишений он собирает деньги на покупку новой шинели. Но ее у него крадут, и он умирает от отчаяния. Герой «Бедный людей», Макар Девушкин, тоже бедный и жалкий чиновник, тоже маленький человек; он тоже всю жизнь переписывает бумаги, над ним издеваются сослуживцы, его распекает начальство. Даже наружностью, платьем, сапогами он похож на героя «Шинели». Достоевский усваивает все приемы Гоголя, усиливая и усложняя их, но вместе с тем ученик бунтует против учителя. Его возмущает отношение Гоголя к своему несчастному герою. Разве «Шинель» не есть убийственная насмешка над «бедным чиновником»? Разве Акакий Акакиевич – не ходячий автомат, не тупое существо, высший идеал которого теплая шинель? Достоевский, усвоив технику гоголевской школы, взрывает ее изнутри. Он очеловечивает смешного героя. В 1840-х годах, в русском обществе распространялось влияние французского социального романа, с его проповедью гуманности и общественной справедливости (Бальзак, Жорж Занд), и «Бедные люди» ответили новым настроением читателя. Достоевский сделал простое, но гениальное изменение в композиции Гоголя: вместо вещи («Шинель») поставил живое человеческое лицо (Вареньку) и произошло чудесное превращение. Смешная самоотверженность Акакия Акакиевича ради покупки шинели, его аскетизм, опошленный недостойным объектом, обернулись возвышенной и трогательной привязанностью Макара Алексеевича к своей Вареньке. Из мании Башмачкина Достоевский сделал бескорыстную любовь Девушкина. (Имя Башмачкин – вещное, имя Девушкин – личное).