Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные Константиновым к поэме — у каждого из них этот эпизод находит свое отображение). Дли критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет первостепенное значение. В нем сосредоточены и раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой с барсом Мцыри служит ключом к пониманию произведения.
В небольшой по размеру поэме «Мцыри» эпизоду с барсом уделено целых четыре строфы (16-19). Отводя для него столько места и размещая сцену боя в середине поэмы, Лермонтов уже композиционно подчеркивает значимость эпизода. Вначале подробно описывается барс. Важно заметить, что характеристика дикого зверя в устах Мцыри дается без малейшего страха или неприязни, напротив, юноша заворожен красотой и силой хищника. Шерсть на нем «отливалась серебром», глаза светятся, как огни. В ночном лесу, под изменчивым лунным светом, он похож на ожившую сказку, на одно из тех невероятно старинных преданий, которые могли бы рассказывать Мцыри-ребенку его мать и сестры. Хищник, так же как и Мцыри, наслаждается ночью, он играет, «весело визжит».
Возрождение “Прометея” : сначала - нежно-фиолетовые, голубые и изумрудные тона. Хорошо сочетавшиеся с таинственным, приглушенным звучанием хора, потом - вспышки золотистых, оранжевых и пурпурных красок. Соответствующих энергичной теме трубы, зеленые и розовые цвета утренней зари и яркие солнечные блики появляются на экране, когда в хоре торжественно звучит тема Прометея - гимн человеку-творцу. Далее - новые контрасты: лирическая мелодия солирующей скрипки вызывает чередование фиолетового и синего. Танцевальным, скерцозным ритмам фортепиано отвечает динамичная красочная игра света. Заканчивается “Поэма огня” мощным нарастанием звучности оркестра, хора и органа, последний торжествующий аккорд - и яркий оранжевый, солнечный свет заливает весь зал.
Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные Константиновым к поэме — у каждого из них этот эпизод находит свое отображение). Дли критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет первостепенное значение. В нем сосредоточены и раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой с барсом Мцыри служит ключом к пониманию произведения.
В небольшой по размеру поэме «Мцыри» эпизоду с барсом уделено целых четыре строфы (16-19). Отводя для него столько места и размещая сцену боя в середине поэмы, Лермонтов уже композиционно подчеркивает значимость эпизода. Вначале подробно описывается барс. Важно заметить, что характеристика дикого зверя в устах Мцыри дается без малейшего страха или неприязни, напротив, юноша заворожен красотой и силой хищника. Шерсть на нем «отливалась серебром», глаза светятся, как огни. В ночном лесу, под изменчивым лунным светом, он похож на ожившую сказку, на одно из тех невероятно старинных преданий, которые могли бы рассказывать Мцыри-ребенку его мать и сестры. Хищник, так же как и Мцыри, наслаждается ночью, он играет, «весело визжит».
: сначала - нежно-фиолетовые, голубые и изумрудные тона. Хорошо сочетавшиеся с таинственным, приглушенным звучанием хора, потом - вспышки золотистых, оранжевых и пурпурных красок. Соответствующих энергичной теме трубы, зеленые и розовые цвета утренней зари и яркие солнечные блики появляются на экране, когда в хоре торжественно звучит тема Прометея - гимн человеку-творцу. Далее - новые контрасты: лирическая мелодия солирующей скрипки вызывает чередование фиолетового и синего. Танцевальным, скерцозным ритмам фортепиано отвечает динамичная красочная игра света. Заканчивается “Поэма огня” мощным нарастанием звучности оркестра, хора и органа, последний торжествующий аккорд - и яркий оранжевый, солнечный свет заливает весь зал.