Все повести, вошедшие в цикл Петербургских повестей, объединены единством замысла и идеи. Через все повести яркой линией проходит образ столицы. Надо отметить, что образ Петербурга как столицы русского государства фигурировал во многих произведениях 30-х годов XIX века. Даже в стихах поэтов XVIII века воспевалась неувядаемая сила Петербурга, символизирующего могущество России. Гоголь подошел к образу столицы с иного аспекта. Эта тема была рассмотрена Гоголем с сатирических позиций. Внешний вид столицы менее его интересовал, чем образы ее обитателей, которые остаются в центре внимания писателя во всех повестях цикла. Цикл повестей открывает «Невский проспект», но описание самой улицы в нем отсутствует: перед читателем предстает улица-выставка, на котором показываются обитатели столицы, принадлежащие разным слоям столичного общества. На Невском проспекте люди ценятся по одежке, по внешнему виду, так как они являются показателями социального статуса человека, а личные качества, честь, достоинство, талант и на втором плане. Поэтому этот мир обманчив, за внешней привлекательностью скрываются обман и пошлость, призрачность и продажность. Автор призывает не верить Невскому проспекту, и эта мысль поддерживается во всех других произведениях цикла. Трагична судьба молодого и талантливого художника Чарткова в повести «Портрет». Встав на путь легкой наживы, он утрачивает свой талант. Гоголь фокусирует внимание на той мысли, что власть денег безнадежно портит людей, развращает их и тем самым уничтожает искусство. Заключительной повестью цикла повестей является знаменитая «Шинель», в которой автор продолжает широко распространившуюся к этому периоду в русской литературе традицию изображения «маленького» человека в качестве главного персонажа произведения. Героем произведения является мелкий чиновник-неудачник Акакий Акакиевич. Показывая нелегкую жизнь этого чиновника, автор не имел и малейшего желания посмеяться над ним, наоборот, он выступает с обвинением в адрес общества, тех порядков в нем, которые нравственно уродуют человека. В своих произведениях Гоголь объективно зовет читателей на борьбу за человеческие права. Вместе с тем писатель выступил маяком не только для многих начинающих писателей, но и достаточно известных, направив их по руслу натуральной школы.
Герасим-глухонемой дворник,ростом под 2 метра, сильный, как богатырь. Огромные ладони, широкие плечи. Работал за четверых.Был аккуратный, любил порядок. Ходил в красной рубахе, сапогах, штанах, фартуке и картузе.Жил в каморке над кухней, обставил её сам. Стояла кровать на четырех чурбанах, под ней сундук, стлики стул на трех ножках. Он не любил, чтобы к нему ходили, запирал каморку на ключ.Герасим был строгий и серьерзный. Его уважали и побаивались. Он терпеть не мог пьяниц. Он был догадлив и понимал, когда над ним смеялись. Герасим тосковал по деревне, городская жизнь ему не нравилась.Он с нежностью относился к собаке, как мать к ребенку. Собака была его единственным другом.Отношения с Татьяной. Он любил Татьяну и надеялся, что она полюбит его тоже. Когда этого не произошло, он сильно переживал, сутки не выходил из каморки.Отношения с барыней. Хоть Герасим в душе ненавидел барыню, он виду не показывал, деражл себя в руках. Он сдержал свое слово и утопил Муму. Только смерть Муму подтолкнула его к побегу из города. Герасим самовольно ушел в деревню. герасим был крпостным крестьянином, должен был подчиняться барыне.Автор относится к Герасиму с симпатией, он восхищается его силой духа. Тургенев изобразил Герасима как подневольного богатыря, который восстал против крепостного права и унижений.