Матрёнин двор» был написан в 1959-м году. Первоначально автор назвал его «Не стоит село без праведника». Смысл названия состоит в том, что писатель обозначил превосходство нравственного величия над суетной властью и материальными благами. Он изобразил в рассказе образ праведницы – Матрёны, женщины бескорыстной и честной, трудолюбивой и доброй. Именно она является источником духовной чистоты в деревне, где все погружены в свои заботы и бытовые трудности, где ценность души заменяется материальной ценностью.Праведность Матрёны — это её готовность служить людям и быть преданной им несмотря ни на что. Как ни странно, это качество односельчане вменяют ей в вину. Как и многих праведников, Матрёну не понимают при жизни и намеренно оскорбляют, так как боятся её странности и отрешенности от мирских благ. Она терпит муки и лишения, но не отступается от своих принципов, главным из которых является милосердие. Именно эта стойкость отделяет её от простых людей.Судьба Матрены тяжела и безрадостна. Она не вышла замуж за любимого (так как он пропал), зато ее чуть ли не силком заставили стать супругой его младшего брата. Но возлюбленный вернулся и возненавидел девушку за предательство. Так и жила Матрена без счастья. Дети ее умерли в младенчестве, муж погиб, и осталась она одна. Может, потому и не жила Матрена только своими заботами всем без разбора. Особенно она жалела Фаддея с его семьей, поэтому охотно воспитала одну из его дочерей. В ней как будто еще не угасло чувство вины за старое.Те, кому она безвозмездно , осуждали за то, что не нажила она богатства, не гналась за хозяйством и выгодой: не держала поросенка, «не гналась за обзаводом…». На ее наследство без слез не взглянешь: грязно-белая коза, фикусы и колченогая кошка. Казалось бы, праведника должны оценить после смерти. Однако крестьяне даже на могиле Матрены беспокоятся лишь о разделе ее имущества. Лучшая подруга Матрёны претендует на «вязаночку», Фаддея интересуют бревна, но главным яблоком раздора становится изба женщины, тело которой еще не успело остыть, а над ним уже вовсю идут ожесточенные торги.Похороны проходят в духе лицемерного «обряда» — предмета гордости односельчан. Матрену людям жалко, как ломовую лошадь, которая годами работала на них бесплатно. Искренне рыдают только Кира и какая-то старуха. Постоялец тоже очень расстроен.Солженицын сказал о праведности Матрены Васильевны так: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Олицетворение: мороз по деревне, скрип его валенок по твёрдому снегу, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались, заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады.
Метафора: звёзды примёрзли к небесному своду.
Гипербола: неминучая смерть, голая стояла наша земля, река застыла
2)В сказке Паустовского автор использует концовку, обычную для рассказа. Филька подходит коню с теплым хлебом и солью и конь прощает мальчика.
Попробуем пересказать эту сказку с концовкой, как у народных сказок.
Однажды мальчик Филька жестоко обидел раненого коня, бросив ему хлеб в рыхлый снег, да еще и ударив по губам. После этого наступили жестокие морозы и бабушка рассказала Фильке поучительную историю о том, что когда-то давно точно также был обижен раненый солдат-инвалид и вся деревня чуть не умерла от голода.
Филька решил исправить содеянное и собрав ребят продолбил мельничную запруду. Но только мельнице крутиться было мало, требовалось еще и помириться с конем.
Поэтому Филька взял свежий, еще горячий хлеб и пошел к коню. Мальчик протянул коню краюху и конь начал ее жевать.
-Прости меня Конь, - сказал мальчик. - Я не со зла, а по глупости.
Конь подмигнул ему глазом и ничего не ответил, но Филька понял, что прощен.
И устроили в деревне большой пир, на котором я был и мед с пивом пил, вот только все по усам стекло, да в рот ни капли не попало
1)Эпитет: колючий мороз, лютый мороз.
Сравнение: небо зазеленело, как лёд.
Олицетворение: мороз по деревне, скрип его валенок по твёрдому снегу, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались, заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады.
Метафора: звёзды примёрзли к небесному своду.
Гипербола: неминучая смерть, голая стояла наша земля, река застыла
2)В сказке Паустовского автор использует концовку, обычную для рассказа. Филька подходит коню с теплым хлебом и солью и конь прощает мальчика.
Попробуем пересказать эту сказку с концовкой, как у народных сказок.
Однажды мальчик Филька жестоко обидел раненого коня, бросив ему хлеб в рыхлый снег, да еще и ударив по губам. После этого наступили жестокие морозы и бабушка рассказала Фильке поучительную историю о том, что когда-то давно точно также был обижен раненый солдат-инвалид и вся деревня чуть не умерла от голода.
Филька решил исправить содеянное и собрав ребят продолбил мельничную запруду. Но только мельнице крутиться было мало, требовалось еще и помириться с конем.
Поэтому Филька взял свежий, еще горячий хлеб и пошел к коню. Мальчик протянул коню краюху и конь начал ее жевать.
-Прости меня Конь, - сказал мальчик. - Я не со зла, а по глупости.
Конь подмигнул ему глазом и ничего не ответил, но Филька понял, что прощен.
И устроили в деревне большой пир, на котором я был и мед с пивом пил, вот только все по усам стекло, да в рот ни капли не попало