зарание В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? 2. Чем был колобок: пряником или пирогом? 3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? 4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя 5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. ( 6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? 7. Назовите место рождения Колобка 8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? 9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? 10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды 11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? 12. Назовите «рабочее место» кота учёного? 13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? 14. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? 15. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? 16. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? 17. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? 18. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? 19. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? 20. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»?
II. ЗООСАД КРЫЛОВА
Отгадайте одинаковые слова - названия животных, которых можно встретить в баснях Крылова –загаданные несколькими пословицами.
• Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой.
• Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит.
• ЕГО ноги кормят.
• Лапки ЕЁ мягки, да когти остры.
• Чует ОНА, чьё мясо съела.
• Доброе слово и ЕЙ приятно.
• И ОНА помнит, кто её кормит.
• Не бойся ЕЁ брехливой, а бойся молчаливой.
• ОНА на сене: сама не ест и другим не даёт.
• ОНА семерых волков проведёт.
• ЕЙ хвост не для красы нужен.
• ОНА и во сне кур считает.
• Из большого осла не получится ОН.
• Делать из мухи ЕГО.
• Ай, Моська, знать она сильна, что лает на НЕГО.
• И считанную ЕЁ волк съедает.
• Не прикидывайся ЕЮ: волк съест.
• Не за то волка бьют, что сер, а за то, что ЕЁ съел.
• Не мечите бисер перед НИМИ.
• ОНА грязи всегда найдёт.
• Посади ЕЁ за стол, она и ноги на стол.
• ОН поёт месяц, а ворона каркает круглый год.
• Ласточка день начинает, а ОН кончает.
• Не нужна ЕМУ золотая клетка, лучше зелёная ветка.
• Не учи ЕЁ плавать.
• На то и ОНА в море, чтоб карась не дремал.
• Знать бы ершу, когда ОНА зубы меняет.
III. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРИФИКАТОР
Скажите: верите вы или нет, что...
1. Илья Муромец был бомбардировщиком.
2. Елисейские поля в Париже названы в честь королевича Елисея, героя сказки А.С.Пушкина.
3. За школьные сочинения А.П.Чехов получал только «пятёрки
4. Однажды М.Е.Салтыков-Щедрин за сочинение, написанное им вместо дочери, получил «двойку».
5. После трагической дуэли А.С.Пушкина В.А.Жуковский воскликнул: «Ай-ай-ай, убили негра, убили негра…»
6. Плещеево озеро в Ярославской области
III. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРИФИКАТОР
Скажите: верите вы или нет, что...
1. Илья Муромец был бомбардировщиком.
2. Елисейские поля в Париже названы в честь королевича Елисея, героя сказки А.С.Пушкина.
3. За школьные сочинения А.П.Чехов получал только «пятёрки
4. Однажды М.Е.Салтыков-Щедрин за сочинение, написанное им вместо дочери, получил «двойку».
5. После трагической дуэли А.С.Пушкина В.А.Жуковский воскликнул: «Ай-ай-ай, убили негра, убили негра…»
6. Плещеево озеро в Ярославской области названо в честь русского поэта Плещеева А.Н.
7. Он – поэт, она – поэтика.
8. В басне «Квартет» автор высмеивает животных, которые плохо играют на музыкальных инструментах.
IV. ЗАЗЕРКАЛЬЕ
В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.
1. “Пёс босиком»
2. «Девочка-каланча»
3. «Синий платочек»
4. «Железный замочек»
5. «Знайка под землёй»
6. «Песочная служанка»
7. «Быль о железной курочке»
8. «Великан Рот»
- Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям человеческой культуры;
- Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирования начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений» развитие устной и письменной речи;
- освоение текстов художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного при создании собственных устных и письменных высказываниях.
«Слово о полку Игореве» — одно из самых древних произведений не только русской, но и мировой литературы. Одновременно с этим, оно имеет таинственную и интересную историю: написанное около 800 лет назад, «Слово» пребывало в забытьи, и было найдено совершенно случайно в 18 веке. Множество ученых изучает этот величайший из шедевров, но до конца разгадать его пока не смогли. Очевидно то, что произведение – глубоко патриотическое и несет в себе обращение ко всем грядущим поколениям, призыв хранить целостность родины, беречь ее от врагов.
Сюжет описывает неудачный поход на половцев князя Игоря. Автор, несмотря на свою симпатию к герою, осуждает его неразумные действия и отмечает, что поход был предпринят из-за тщеславия, глупости и недальновидности князя:
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом…»
Игорь не видит картины в целом, не представляет, какими последствиями для Руси обернется его опрометчивость. Он не слушает советы мудрого Святослава, игнорирует знамения, которым в Древней Руси верили очень серьезно: «Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несется, полон гнева…»
Дружина Игоря терпит сокрушительное поражение, сам князь пленен, а половцы, которых никто не в состоянии сдержать, вторгаются на российскую землю. Игорь бежит из плена, переоценив и поняв истинную суть произошедших событий, и родина принимает своего блудного сына, как любящая мать.
Образ князя Святослава контрастен образу князя Игоря, это мудрый правитель, заботящийся о своем народе и безопасности страны. Главная забота Святослава Всеволодовича – объединение разрозненной, и потому слабой Руси: «Но не вместе их знамена плещут, Врозь поют их копия и блещут».
«Золотое слово» — это главная идея произведения, обращение автора к грядущим поколениям, вложенное в уста Святослава:
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
После бегства Игоря из половецкого плена, Святослав Всеволодович прощает молодого, эгоистичного, но признавшего свои ошибки князя. Вместе они сумеют объединить Россию и победить ее врагов.
На фоне сильных мужчина Ярославна, жена князя Игоря, не выглядит слабой и бес Эта молодая, нежная женщина сумела подчинить своей воле неуправляемые силы природы и своему мужу сбежать из плена.
Образ Ярославны невероятно выразителен и символичен. Юная жена князя является прообразом всех российских женщин – мудрых, любящих и преданных. Она не бесправная рабыня, а верная и сильная подруга, охраняющая своего мужчину и домашний очаг, хранительница