Заполните таблицу по литре Авторское отношение к героям проявляется и в самом тексте, в словах и выражениях, которые поэт использует. Заполните в тетрадях таблицу, представленную на следующем слайде. Используйте приведенные под таблицей цитаты (одна может быть использована дважды), дополните 2-3 своими примерами.
ТАБЛИЦА:
ЭПИТЕТЫ-
ГИПЕРБОЛЫ-
ОБРАЩЕНИЯ-
СРАВНЕНИЯ ОБОРОТЫ-
ЦИТАТЫ - 'опустил он в землю очи темные, опустил он голову на широкую грудь' 'ходит плавно как будто лебедушка' 'дума крепкая' 'государь ты наш Иван Васильевич'
Вася рос в обеспеченной семье,его отец был судьёй,уважаемым человеком.Вася не знал нужды,он и не мог представить,что есть дети,которые голодают и живут на улице.Познакомившись с Валеком и Марусей,Вася понял тяжесть их положения.Подружившись с "детьми подземелья",Вася проявил сострадание,он научился быть внимательным и заботливым людям,попавшим в беду.Дружба с Валеком и Марусей открыла лучшие черты характера Васи,его доброта,честность,смелось, сердобольность раскрылись в полной мере.Он ослушался отца,уговорил сестру отдать куклу умирающей девочке,не побоялся дружить с "дурным обществом",он научился не делить людей на плохих и хороших, лишь по их положению в обществе бедным и защищать слабых, поддерживать друзей в беде-эти качества Вася пронесёт через всю жизнь.
Валек -приёмный сын Тыбуция,нищий бродяга.Они с сестрой живут в подземелье заброшенной часовни.Худой,довольно высокий для 9-ти лет мальчик,одевается в рваньё и вынужден подворовывать,из за крайней нужды и голода.Валек серьёзен и угрюм,в его жизни мало весёлого,он много повидал и пережил,поэтому рассудителен и умён,не по годам.Задумчивый,грустный взгляд ,руки в карманах,всклокоченные тёмные волосы и чёрные глаза,в которых вспыхивает огонь,если кто-то пытается его обидеть.Умеет постоять за себя,ухаживает за больной сестрой,рассказывает истории Васе,которой даже не догадывался,что такие вещи бывают в жизни.Уважает Тыбуция,ценит дружбу с Васей,имеет жизненный принципы.есть чувство долга.
Тыбуций-нищий,живущий с детьми в развалинах часовни.Бывший крепостной,сбежавший от хозяев,он предпочёл вольную жизнь.Не старый,но умудрённый жизнью человек,с чувством гордости и достоинства.Он имеет понятие о чести,жизнь на улице очень тяжела и полна лишений.У Тыбуция твёрдый характер,он умён,умеет убеждать . Дети для него не обуза,сам в лохмотьях,но он заботится,как может,о детях.Некрасивый,худощавый,на руках мозоли,но внешность Тыбуция не отталкивает,он располагает к себя,хотя угрюм и молчалив.Его сутулость говорит о невзгодах и унижениях,которые ему пришлось пережить.Тыбуций не рассказывает о у него есть тайны и проблемы с законом человек,но вызывает уважение,он пытается выживать в этом жестоком мире,сохраняя человеческое достоинство.
Маруся-сестра Валека,4-х летняя белокурая девчушка,с огромными голубыми глазами.Маруся смертельно больна,она не может нормально ходить.Редко улыбается грустной улыбкой,не любит игры,голос у неё очень тихий,а смех похож на очень тихий звон колокольчика.Маруся смеётся и радуется кукле,у неё не было в жизни игрушек.
Соня-младшая сестра Васи.Весёлая хохотушка,растёт с няней,отрада для отца.Беззаботна,обожает новые игрушки и наряды,пухленькая и очень хорошенькая собой.У Сони доброе сердце и открытая душа ,она отдаёт свою куклу для Маруси,узнав,что девочка больна.После смерти Маруси, Вася и Соня приходили на её могилу ,почтить память,такие дети не смогут вырасти злыми и равнодушными,они не пройдут мимо чужой беды.
Сравнив Марусю с Соней,Вася задумался о неравенстве людей в обществе:Соня пышет здоровьем и жизнерадостностью,а Маруся серьёзна больна и печально тиха,сестра имеет всё,что пожелает,а у нищенки нет даже еды и она вынуждена голодать. Почему одни имеют всё,а другие не могут иметь ничего?Какая несправедливость,что маленькая ,больная Маруся умирает и никому нет до этого дела и как мало сострадания к чужому горю у богатых.
Повесть -это история о судьбе различных людей и событий в их жизни."В дурном обществе" -это повесть,средних размеров произведение,история о жизни детей,родителей и их судьбах.
План:
1) Развалины замка,история автора.
2):Знакомство с Валеком.
3)Дружба с "дурным обществом".
4)Кукла Сони,умирающая Маруся и обвинения отца.
5)Объяснения Тыбуция,смерть Маруси и примирение в отцом.
6)Исчезновение Тыбуция и Валека,обеты на могилке у Маруси
кажите, какие произведения М. Горького вы знаете? (“Челкаш”, “Песнь о Соколе”)
– Вы уже познакомились с произведением “Песнь о Соколе”. Давайте вспомним, о чем эта “Песнь… ”
– Произведение “Ма-аленькая! ” – это тоже рассказ о безумстве храбрых, но толькл в реальной жизни.
– Прежде, чем мы познакомимся с содержанием этого рассказа, давайте вспомним, по какой схеме строится рассказ.
– Когда мы будем читать, обратите внимание, все ли из этих частей присутствуют в рассказе.
Работа над терминами.
– Ребята, что такое композиция?
– Какие виды композиции вы уже знаете?
– Сегодня мы познакомимся с рассказом с обрамлением, то есть по-другому композиция такого рассказа называется рамочной. Наша задача по ходу чтения композицию этого рассказа.
Работа над эпиграфом.
– Прочтите эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы думаете, почему я взяла именно эти слова?
Чтение текста по ролям.
Проверка восприятия
– Какое впечатление произвел на вас рассказ?
– Все ли части рассказа присутствуют в данном тексте?
Беседа по содержанию рассказа.
– Давайте еще раз прочитаем первые строки рассказа. Почему от воспоминания о встрече двух стариков-богомольцев рассказчику “делается… хорошо и легко” ?
– Найдите реплики стариков-богомольцев, в которых ощущается их отношение к своей “стоянке”.
– Зачитайте фразу: “По лицу старухи текли слезы, и мне было так хорошо, точно это обо мне плакали… ” Почему рассказчику “хорошо” при виде старухиных слез?
– За что, по-вашему, “заслали” (как говорят старики) героиню рассказа в глухую деревню?