Заполните таблицу по литературе!! ——
Аналоги между миром человека и миром природы
Внутренее
состояние лирического героя переданное через внешние формы
——–
Параллелизмы
Повторы
Лирическое обращение
Постоянные эпитеты
Песня:
Да во батюшкином во садику не с кем погулять.
Да незрелую черёмушку нельзя заломать,
Да не вызнавши красной девки, нельзя замуж взять.
Да я вызнаю, я выгляжу , тогда возьму.
Поил-кормил сударушку, прочил за себя.
Досталася любезная другому, не мне,
Другому-то милому, злодею моему.
С того крыльца ведут к венцу сударку мою,
Жених ведёт за рученьку, сваха за рукав.
Да в ворот-ворот, у воротника стоит милый друг,
Горючу слезу, слезу льёт об сударке своей.
Одно говорит : ,, Сердце болит, не знаю, как быть,
Про такую любезную не могу забыть
ответ:
в романе а. с. пушкина «евгений онегин» значительная часть действия происходит в провинции, в поместьях онегина и лариных. основная черта провинциального дворянства — патриархальность, верность старине. быт деревенских дворян размерен до однообразия. писатель иронично намекает на это, обращаясь к предыстории комнаты, где до онегина жил его дядя:
он в том покое поселился,
где деревенский старожил
лет сорок с ключницей бранился,
в окно смотрел и мух давил.
помещики сельскохозяйственные работы в своих имениях, псовую охоту, рассказывают о своих родственниках. онегина сельские дворяне расценивают как неблагонадежную личность. косность и ограниченность взглядов и интересов помещиков сказывается и в том, как они воспринимают реформаторскую деятельность онегина, заменившего в своих владениях «ярем барщины старинной оброком легким» . соседи тут же высчитывают, что выгоднее, а что — нет, и приходят к выводу, что новшества молодого помещика вредны, что он «опаснейший чудак» .
мечта о женихах — немаловажная составляющая жизни и сельских барышень, и их родителей. пушкин с иронией показывает и способы, которыми деревенские помещики пытаются направить мысли молодого соседа в желаемое русло — намеки на «скуку жизни холостой» .
пушкин рисует пестрое сборище провинциальных дворян, съехавшихся на именины татьяны.
с своей дородной
приехал толстый пустяков;
гвоздин, хозяин превосходный,
владелец нищих мужиков;
скотинины, чета седая,
с детьми всех возрастов, считая
от тридцати до двух годов;
уездный франтик петушков,
мой брат двоюродный, буянов,
в пуху, в картузе с козырьком
(как вам, конечно, он знаком) ,
и отставной советник флянов,
тяжелый сплетник, старый плут,
обжора, взяточник и шут.
провинциальное дворянство предстает в романе карикатурой на высший свет. деревенские развлечения — охота, гости и особое место занима ет .
автор описывает сложившийся ритуал празднества, в котором значительное место отводится еде. затем следуют танцы для молодежи, для старшего поколения — игра в карты. схема торжественного приема та же, что и в светских кругах, однако в провинции, естественно, все это не столь пышно и великолепно. например, в ходу старомодные танцы, давно забытые в столичном свете.
быт провинциального дворянства автор показал на примере семьи лариных. «простая, семья» — так характеризует их онегин. в этой семье свято сохраняются традиции: они празднуют масленицу, постятся, любят и знают старинные обычаи («подблюдны песни, хоровод») . когда был жив отец татьяны и ольги, он не мешал жене распоряжаться так, как она считает нужным. хотя она в юности была светской барышней, влюбленной в другого, вскоре после свадьбы она привыкла к сельской жизни и прожила с мужем счастливо. оставшись вдовой, женщина чистосердечно оплакала своего мужа. главной ее заботой стала судьба дочерей. она гостеприимна — черта большинства провинциальных помещиков. «ничем мы не блестим» , — скромно сознает ее дочь татьяна, чувствуя разницу между светским привычками онегина и старинными обычаями, сохранившимися в ее семье.
пушкин не пытался скрывать и непривлекательные черты, распространенные в среде помещиков — ограниченность интересов («вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор») , негативное отношение ко всему новому, отсутствие, в подавляющем большинстве, глубоких духовных переживаний. поэтому татьяна и отказывается выйти замуж за местных франтов — петушкова или буянова. девушка хорошо видит внутреннюю пустоту этих претендентов на ее руку.
самая обширная из оригинальных жуковского, над которой он работал около семи лет, – «двенадцать спящих дев». эта разделяется на две части: «громобой» и «вадим». основой «громобоя» является старинная средневековая легенда о продаже души грешника дьяволу, – легенда «фауста» гёте.
громобой продает свою душу дьяволу, за что тот обещает ему на известный срок наслаждение, богатство и все земные блага. громобой начинает вести дурную, распутную жизнь, наслаждаясь богатством и славой. когда проходит назначенное время, и дьявол является за его душой, громобой умоляет продлить срок его жизни и предлагает за это дьяволу невинные души своих двенадцати дочерей. дьявол соглашается. но громобой, сам предложивший это страшное условие, вдруг приходит в ужас от совершенного им греха, начинает каяться и резко меняет свою жизнь: он молится богу, плачет о своих грехах, творит милостыню. он строит храм божий и вместе с двенадцатью дочерьми ходит молиться перед иконою святого, в котором явно жуковский изображает николая чудотворца. когда истекает срок, определенный во второй раз, и дьявол является за душами громобоя и его дочерей, святитель николай встает на их защиту: громобой должен умереть, но двенадцать девушек погрузятся лишь в глубокий сон, который продлится до тех пор, пока не найдется юноша с чистой и светлой душой, который найдет их и избавит от тяготеющего над ними наказания. на этом кончается «громобой».
вадим», герой второй , и есть тот светлый юноша, который слышит в душе призыв свыше и идет по свету в поисках идеальной девушки, которая однажды явилась ему во сне. по дороге с вадимом случаются разные приключения, но, наконец, он достигает того места, где среди дико-разросшегося леса стоит забытый замок громобоя, а в нем двенадцать спящих дев. в одной из них вадим узнает свой идеал; девушка пробуждается, за ней ее сестры, и все разрешается счастливым концом.
в художественном отношении «двенадцать спящих дев» стоит гораздо ниже «светланы». жуковскому не удалось придать ей , национальные черты, как он того хотел. действие происходит недалеко от киева, но ничто не указывает на характерные черты природы. дочери громобоя засыпают в замке, тогда как замков в россии никогда не бывало! вадим – новгородский юноша, но он ничем не напоминает витязя, каким жуковский хочет его изобразить, а скорее похож на идеалиста-романтика времен самого жуковского.