«Недоросль» — вершинное явление в драматургии Д.И. Фонвизина, первый опыт социально-политической комедии в русской литературе. Появление комедии подобного типа было подготовлено расцветом журнальной публицистики конца 60-х — начала 70-х годов XVIII в., обличавшей взяточничество чиновников, произвол судей, крепостнические порядки в деревне. Для русской драматургии 70—80-х годов характерны произведения, авторы которых не ограничивались обличением российских язв и пороков, а пытались выявить причины тяжелой болезни общества. К их числу принадлежали «Зло-умный» неизвестного автора, «Судейские именины» Соколова, «Точь-в-точь» Веревкина, «Фомушка, бабушкин внучек» Кропотова; в этом ряду следует рассматривать и фонвизиновского «Недоросля», созданного в 1782 г.
Рассказ Петрушевской «Чемодан чепухи» — это рассказ для детей. Он написан в форме сказки. Там действуют сказочные персонажи: портной, колдунья, разбойники. Но главное — в рассказе происходят сказочные события, совершается колдовство. Один портной задумался о жизни и сшил вещи, которые нельзя носить: то рубашку без прорези для головы, то пиджак с одним рукавом, то кофту с тремя рукавами. Ему не повезло — рядом была колдунья, которой досталось платье со сшитыми рукавами. Она разозлилась и заколдовала его: «И будешь носить не только это платье, но и все другие вещи, пока кто-нибудь не захочет их у тебя отнять. Но вряд ли кто-нибудь захочет отнять у тебя такую чепуху». Портной заплакал, потому что он не хотел, чтобы над ними все смеялись. Но его жена придумала, что можно все эти вещи сложить в чемодан и носить его с собой. Вот так у портного получился чемодан чепухи. Здесь Петрушевская нам показывает, что в жизни важны смекалка и сообразительность. Тогда можно перехитрить зло и выпутаться из любой ситуации. С портным так и получилось. Он носил этот чемодан чепухи с собой, а все думали, что там что-то очень ценное. Когда он говорил, что там ничего нет, ему не верили. Он так делал специально, потому что ему хотелось отделаться от чемодана. Ему же надоело с ним ходить! На его уловку попались разбойники: они отняли у него чемодан. Но потом Дальнейшие события показывают нам, что из каждой трудной ситуации есть выход. Главное — не отчаиваться. И хитрость не всегда плохое качество. Она может Ведь самый большой хитрец в городе тоже попался на колдовство, но он придумал, как все исправить. Он стал говорить дамам, что у него в чемодане лежит платье для самой красивой женщины города. А колдунью никто не любил, и ей хотелось всем доказать, что она самая красивая. Она взмахнула руками и сказала: «Пусть платье, которое лежит в чемодане, окажется на мне!» А это оказалось то самое платье со сшитыми рукавами. Я думаю, что смысл этого рассказа можно выразить русской пословицей: «Не рой другому яму — сам в нее попадешь
«Недоросль» — вершинное явление в драматургии Д.И. Фонвизина, первый опыт социально-политической комедии в русской литературе. Появление комедии подобного типа было подготовлено расцветом журнальной публицистики конца 60-х — начала 70-х годов XVIII в., обличавшей взяточничество чиновников, произвол судей, крепостнические порядки в деревне. Для русской драматургии 70—80-х годов характерны произведения, авторы которых не ограничивались обличением российских язв и пороков, а пытались выявить причины тяжелой болезни общества. К их числу принадлежали «Зло-умный» неизвестного автора, «Судейские именины» Соколова, «Точь-в-точь» Веревкина, «Фомушка, бабушкин внучек» Кропотова; в этом ряду следует рассматривать и фонвизиновского «Недоросля», созданного в 1782 г.
любой ситуации. С портным так и получилось. Он носил этот чемодан чепухи с собой, а все думали, что там что-то очень ценное. Когда он говорил, что там ничего нет, ему не верили. Он так делал специально, потому что ему хотелось отделаться от чемодана. Ему же надоело с ним ходить! На его уловку попались разбойники: они отняли у него чемодан. Но потом Дальнейшие события показывают нам, что из каждой трудной ситуации есть выход. Главное — не отчаиваться. И хитрость не всегда плохое качество. Она может Ведь самый большой хитрец в городе тоже попался на колдовство, но он придумал, как все исправить. Он стал говорить дамам, что у него в чемодане лежит платье для самой красивой женщины города. А колдунью никто не любил, и ей хотелось всем доказать, что она самая красивая. Она взмахнула руками и сказала: «Пусть платье, которое лежит в чемодане, окажется на мне!» А это оказалось то самое платье со сшитыми рукавами. Я думаю, что смысл этого рассказа можно выразить русской пословицей: «Не рой другому яму — сам в нее попадешь