Задание: прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания А1 – А5; В1 – В4; С1.
Но драма уже совершилась бесповоротно. Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. «Так и процвела сия древняя отрасль», - прибавляет летописец.
Но вору-новотору эта покорность была не по нраву. Ему нужны были бунты, ибо усмирением их он надеялся и милость князя себе снискать, и собрать хабару с бунтующих. И начал он донимать глуповцев всякими неправдами, и действительно, не в долгом времени возжог бунты. Взбунтовались сперва заугольники, а потом сычужники. Вор-новотор ходил на них с пушечным снарядом, палил неослабляючи и, перепалив всех, заключил мир, то есть у заугольников ел палтусину, у сычужников – сычуги. И получил от князя похвалу великую. Вскоре, однако, он до того проворовался, что слухи об его несытом воровстве дошли даже до князя. Распалился князь крепко и послал неверному рабу петлю. Но новотор, как сущий вор, и тут извернулся: предварил казнь тем, что, не выждав петли, зарезался огурцом.
А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1-сказка, 2-повесть, 3- рассказ, 4-роман.
А 2. Какое место этот фрагмент занимает в произведении?
является завязкой сюжетного действия;
завершает повествование;
играет роль вставного эпизода;
является одним из этапов развития сюжета.
А 3. О чём этот отрывок? Главной темой данного фрагмента является:
1-тема добра; 2- тема покорности; 3- тема человеческой глупости; 4- тема судьбы.
А 4. Что определяет образ жизни вора-новотора?
непосильный, тяжёлый труд;
забота о глуповцах;
желание постоянно разжигать конфликты, надеясь так снискать расположение князя;
стремление стать царём.
А 5. С какой целью автор пишет о том, что «…головотяпы немедленно выбрали болотину и , заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами»?
выявляет отсутствие в героях серьёзного отношения к жизни;
показывает отношение рассказчика к персонажам;
усиливает комический эффект;
подчёркивает социальное положение героев.
В1. Оксюморон – термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, основанное на соединении несоединимого. Укажите пример оксюморона:
заедена насмерть клопами;
стреляла из пушки, как из ружья;
зарезался огурцом;
несытое воровство.
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «И начал он …»).
В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Но вору-новотору…», выпишите слово, которое характеризует отношение глуповцев к своей судьбе до того момента, как вор-новотор начал разжигать конфликты.
В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Но драма уже…», найдите слово, которое свидетельствует о том, что перед нами история жизни глуповцев.
С1. Какие изобразительно-выразительные средства вы увидели в тексте? Приведите примеры. Как они читателю понять реальную сущность вора-новотора?
Герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», Евгений Базаров, прекрасно знал, что Фенечка ‒ жена Николая Петровича. Однако он поцеловал ее без ее разрешения.
Фенечка и Базаров были близки по духу, часто вели доверительные беседы и просто общались.
Базаров не привык считаться с желаниями других людей, как и с моральными ценностями, принятыми в обществе. Поддавшись минутному желанию, он поцеловал Фенечку, за что получил ее осуждение.
Поцелуй получился потому, что обстановка располагала к нему. Фенечка была ему симпатична не как женщина, а как человек. Поэтому тот поцелуй ‒ это просто проверка теории Базарова о том, что в человеке сиюминутные желания всегда побеждают моральные ценности и устои. Но в случае с Фенечкой теория Базарова провалилась.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/question/pochemu-bazarov-poceloval-fenechku-ih-otnosheniya-71340
Одна из самых известных сказок Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина - "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". И эта, и другие сказки, вошедшие в сборник "Сказки для детей изрядного возраста" имели огромный успех в 1860-е годы. Эти произведения и сейчас читают, отдавая должное язвительному уму писателя - настоящего мастера сатиры.
Волей фантазии Салтыкова-Щедрина два генерала попали на необитаемый остров. Оказавшись там совершенно бес генералы "решили проблему" просто: нашли мужика, чтобы тот все за них делал. Мужик все и делал: кормил генералов, выполнял все прихоти, а после и домой доставил. Своей сказкой автор подчеркивает, что без простого народа (то есть "мужика") "генералы", то есть господствующие классы, не выживут, а вот мужик без них - запросто.
В сказке автор язвительно высмеивает никчемность и глупость генералов. Над покорностью мужика автор тоже смеется, но с сочувствием и грустью.