Задание 2: проанализируйте отрывок из произведения в форме аналитического
эссе.
1. Объясните роль данного эпизода в композиции всего произведения.
Проанализируйте композицию данного эпизода, приведите аргументы для
определения элементов композиции.
2. Охарактеризуйте персонажей, выявляя отношение к герою произведения других
персонажей, объясните взаимоотношения персонажа с общественным окружением.
3. Выпишите из произведения художественные средства и приемы выражения
авторского отношения к героям и событиям (минимум 2 средства). Объясните, с
какой целью их использует автор.
Эпизод из рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
— Ну, как живешь, друг? — с толстый, восторженно глядя на друга.—
Служишь где? Дослужился?
— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею.
Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из
дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять
штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в
департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь
буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
— Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного
дослужился... Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны
широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он
съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во
фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...
— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и
вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
— Ну, полно толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья
детства — и к чему тут это чинопочитание!
— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.—
Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...
Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка,
некоторым образом...
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько
благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он
отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец:
«хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое
были приятно ошеломлены.
ответ:
«еще майская ночь…».
стихотворение создано в 1857 году. это пейзажная лирика. фет отразил свое эмоциональное состояние и восхищение майской ночью. она - чудесна. главное слово, которое ее характеризует , -нега. нега - однокоренное с нежностью). фет полагает, что майская ночь лучше всех ночей в мире, потому что она случилась на его родине. звезды говорят с ним, интересуются его внутренним состоянием.
если говорить о композиции, то в стихотворении четыре строфы, а рифма перекрестная ( " край " - " май" , " единой " - соловьиной ") автор в восторге от созерцаемого вокруг себя, он считает, что природа - вечна.
жанр : лирическое стихотворение.
особая атмосфера создается с разнообразных художественных приемов и
эпитеты : «май свеж и чист», «лист »), олицетворения - «звезды смотрят», «березы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит»), сравнения : береза напоминает невесту, ее трепет похож на волнение юной девушки, природа " стесняется " , как и она, листочек - трепещет.
восклицания : «какая ночь! на всем какая нега! », «, родной полночный край! »)
стихотворение эмоционально насыщенно. в нем слова, относящиеся к женскому роду : любовь, береза, дева, тревога. переживания, эмоции - его основа.
поэт афанасий афанасьевич фет удивляется мирской красоте и передает свое волнение читателю. каждый из нас - часть природы.
ответ:
внутренний жест — это знак, служащий для выражения человеческих эмоциональных состояний. на синтаксическом уровне композиции живописного произведения жест как знак есть одно из средств выражения пространственных и смысловых связей фигур. на семантическом уровне жест ответствен за передачу эмоционального статуса персонажей. прагматический аспект жеста как знака — в его связи с читателем, в донесении до последнего, как мы увидим, основной идеи того или иного героя.
исповедальная лирика-способность поэта "закреплять текущий миг" и автобиографичность стихотворений, придание им дневниковой направленности. об интимности, исповедальности стихов марины цветаевой писал в 1910 году и в. брюсов: "когда читаешь ее книги, минутами становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру.. появляются уже не поэтические создания, но просто страницы чужого дневника".
микроцикл-конкретное воплощение в произведении или его части его обшей идеи, замысла. примером может служит "путешествие из петербурга в москву" а. н. радищева.
центральный цикл открывается главой «зайцово» , где крестьянкин рассказывает путешественнику об убийстве крепостными своего жестокого помещика, поводом для которого послужило преступление против семьи и нравственности, а завершается главой «медное» , где путешественник становится свидетелем продажи крепостных с аукциона — крайнего проявления социального бесправия крестьян и беззакония государства, основанного на институте крепостного права, по отношению к своим гражданам. эти крайние пункты цикла определяют двойное параллельное развитие взаимосвязанных морально-семейной и социально-политической тем. главы «крестьцы» , «яжелбицы» , «валдай» , «едрово» посвящены рассмотрению института брака и проблемы воспитания, главы «хотилов» , «вышний волочек» , «выдропуск» и «торжок» — рассмотрению политических основ государственности: крепостного права, , сословных привилегий дворянства и государственного регулирования духовной жизни общества (свобода совести, свобода печати) .
оба этих микроцикла организованы по одному принципу: реальные картины бесправия и беззакония обрамлены картинами идеально-должного состояния нравственности и семьи, государства и общества. семейный цикл открывается образами идеального воспитателя — крестицкого дворянина, идеальных граждан — его детей и текстом его воспитательного трактата, а завершается образом идеально нравственной крестьянки анюты и изложением ее здоровых, естественных представлений о семье и браке. в центре же микроцикла дана картина похорон юноши, умершего от венерической болезни и описание государственно узаконенной системы разврата.
монументальная поэзия-воплощение поэтом темы родины и своего места в ней, нередко используется возвышенный стиль, монументальные образы ("памятник" а. с. пушкина)
произведения м. цветаевой отмечены глубоким чувством родины. россия для нее — выражение духа бунтарства, непокорности, своеволия. московская русь, ее цари и царицы, ее кремлевские святыни, смутное время, лжедмитрий и марина, вольница степана разина и, наконец, неприкаянная, кабацкая, подзаборная, каторжная россия — все это образы одной народной стихии:
не потоптанный путь,
непутевый огонь, —
ох, родина — русь,
неподкованный конь!