Задание 2. 1. Прочитайте οтрывок из произведения М.М. Пришвин «Кладовая солнца» и найдите изобразительные средства: гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм. Объясните, какова роль изобразительных средств
в данном отрывке.
… Деревья так жалобно стонали, что из полуобвалившейся картофельной ямы возле сторожки Антипыча вылезла его гончая собака Травка и точно так же, в тон деревьям, жалοбно завыла. Зачем же надо было вылезать собаке так ранο из тёплого, вылежанного подвала и жалобно выть, отвечая деревьям?
Среди звуков стона, рычания, ворчания, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то гοрько плакал в лесу потерянный или покинутый ребёнок.
***
Зерно богатства честно взвесь,
Богат не тем ты, что имеешь,
А тем богат, каков ты есть.
Когда здорова Вера, честь,
Знай, с этим все ты одолеешь.
***
Кто-то верит в валютный диктат,
Кто-то любит комфорт, ценит блат,
Тот, кто в жизни обходится малым,
Тот по-своему счастлив, богат.
***
Всю жизнь живем мы в хлопотах,
Устав тянуть гужи.
Нас бедность учит опыту,
Богатство учит лжи.
***
Когда богат, достиг всего,
Не забывай, друг, одного -
Богатство служит человеку,
Но может и сгубить его.
***
Избыток злата, красоты
Объединяет многих в братство.
Часто чрезмерное богатство
Есть вид духовной пустоты.
***
Богатство скупость порождает.
Когда ни выпить, ни поесть,
То бедность порождает лесть.
Кто в жизни этого не знает?
***
Рулим по жизни как попало,
Всяк о богатстве размышляет.
Беден не тот, где блага мало,
А тот, кто многого желает.
***
Мы мечемся туда-сюда,
Чтобы наполнить жизни чашу.
Жадность рождает не нужда,
Скорее изобилье наше.
***
Когда желание чрезмерно,
Нас часто тянет на парадность.
Тогда и мысль несоразмерна
Все это возбуждает жадность.
Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе «Левша» - это проблема невостребованности талантов русского народа.
Лескова переполняют не только чувства любви и привязанности к своему народу, но и гордость за таланты соотечественников, за их нескрываемый искренний патриотизм.
В главном герое Левше подразумеваются все небогатые талантливые люди того времени, которые не имели возможности развивать свой талант и применять свои умения. Эти люди, обладая природным даром, выполняли такие вещи, которые и не снились хваленым англичанам. Имей Левша хоть немного знаний из арифметики, так блоха бы еще и танцевала. Будь Левша корыстнее и ленивее, он мог выкрасть блоху и продать, ведь за работу ему ни гроша не заплатили.
Однако, государь, изумляясь искусству заморских мастеров, даже и не вспомнил о талантах своего народа. И даже когда Платов доказал, что оружие сделано тульскими умельцами, царю стало жаль, что они сконфузили гостеприимных англичан.
В тоже время Левша, находясь за границей, ни на минуту не забывал о Родине и родителях. На все заманчивые предложения англичан он отвечал отказом: «Мы к своей родине привержены …» "Железная дорога''
Почему же столь пессимистичен поэт? В произведении народ изображен в двух ипостасях: великий труженик, по делам своим заслуживающий всеобщего уважения и восхищения, и терпеливый раб, которого остается лишь не оскорбив этой жалостью. Вот эта-то рабская покорность и заставляет Некрасова сомневаться в скором изменении народной жизни к лучшему. Повествование открывается картиной природы, написанной сочно, пластично и зримо. Уже первое, по-мужицки раскатившееся слово “ядреный”, столь необычное для пейзажной лирики, дает особое ощущение свежести и вкуса здорового воздуха и оказывается дерзкой заявкой на демократизм, народность произведения. Красота и гармония природы оказываются поводом, чтобы заговорить о мире людей.
В отличие от природы, людское общество полно противоречий, драматичных столкновений. Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к приему, достаточно известному в русской литературе, — описанию сна одного из участников повествования. Сон Вани — это не только условный прием, а реальное состояние мальчика, в чьем растревоженном воображении рассказ о страданиях строителей дороги рождает фантастические картины с ожившими под лунным сиянием мертвецами.
В картине сна труд предстает и как небывалое страдание, и как осознаваемый самим народом подвиг (“Божий ратники”). Отсюда та высокая патетическая манера, в которой говорится о людях, вызвавших к жизни бесплодные дебри и обретших в них могилу. Картина свежей и прекрасной природы, открывающая стихотворение, не только контрастирует с картиной сна, но и соотнесена с ней в величии и поэтичности.