Задание 1. Прочитайте рассказ М.В. Загоскина «Яблоня и яблочко». ответьте на во Озаглавьте каждую из частей рассказа.
2. Как вы понимаете смысл названия рассказа? Какую народную поговорку заставляет нас вспомнить автор?
3. В какое время разворачивается действие рассказа? По каким признакам можно установить время действия?
4. Почему герой получает прозвище Бухор Дыркин?
5. В чем причина разрушения семейных и родственных отношений?
6. К какой мысли подводит читателя автор в финале истории? Как название рассказа понять его идею?
Задание 2. Прочитайте рассказ В.М. Михеева «Учитель». ответьте на во Можно ли рассказ «Учитель» назвать документальным? Докажите свою точку зрения.
2. Попробуйте выявить конфликт (главное противоречие), который положен в основу воспоминания.
3. Увидели ли вы образ автора-рассказчика в его действиях и манере его повествования? Охарактеризуйте (опишите) его.
4. Запишите 5 – 7 прилагательных, наиболее точно характеризующих учителя из рассказа В.М.Михеева.
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Осел: "Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Все вместе: " говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
Соловей: "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".
Признаки сказки:
→ Зачин (традиционное начало: Жили-были... В некотором царстве...).
→ Волшебные герои (Баба Яга, Царевна-лягушка).
→ Волшебные предметы (меч-кладенец, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт и т.д.).
→ Сказочные слова и выражения (тридевятое царство, тридесятое государство; ни в сказке сказать, ни пером описать).
→ Троекратный повтор (повтор действия, который обостряет конфликт между "героем" и "злодеем").
→ Борьба добра и зла.
→ Добро побеждает зло.
→ Концовка ("стали жить-поживать да добра наживать"; "вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец" и т.д.).