Как известно, драма – тот род литературы, где роль автора в произведении сведена к минимуму (ремарки), а на первый план выходят персонажи, их слова и действия. Но мы понимаем, что всем этим «действом» управляет автор, только обнаружить его присутствие иногда бывает весьма непросто. Так, в пьесе Чехова «Вишневый сад» автор проявляет себя, прежде всего, в развитии внутреннего конфликта произведения. Чехов размышляет о том, что делает с человеком время, в какие отношения вступает он с этой неуловимой и беспощадной силой. Линию «настоящего времени» в пьесе ведет один персонаж - Лопахин. С его реплики: «Который час?» - начинается действие. Он контролирует время, о чем свидетельствует постоянная авторская ремарка «(Смотрит на часы)». Все остальные персонажи в первом действии пребывают в некоем пограничном состоянии - между сном и явью. Они вспоминают которое для них оказывается большей духовной реальностью, нежели настоящее. Элегический тон первого действия, как бы опрокинутого в сменяется философским диспутом о «гордом человеке». Место спора - поле у заброшенной часовни, время - перед заходом солнца. Этот эпизод проясняет, что бегство из настоящего в будущее чревато не менее страшными последствиями, нежели погружение в Внимая Пете Трофимову, пророчествующему о будущих путях человечества, герои не слышат предупреждения Лопахина, развивающего заявленную в первом действии тему времени: «Надо окончательно решить, - время не ждет». «Настоящее время» требует не восклицаний, а поступков и решений, однако чеховские герои на них не В этом смысле Петя Трофимов близок Гаеву и Раневской. Нелепость их положения в том, что они утратили чувство настоящего. Кроме того, сама не персонажей к сильным чувствам прямо зависит от их отношений со временем. Привязанности одних остались в сюжетная линия Раневская - парижский любовник), другие по пути в будущее растеряли человеческие качества («Мы выше любви», - провозглашает Петя Трофимов). Примечательно, что практически все чеховские герои не знают любви.
Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах страниц романа.
Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение.
Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней. Полуребенок-полудевушка. Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черноглаза и волосы ее сбились назад черными кудрями. Это гадкий утенок, готовый превратиться в лебедя.
Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в московском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гадания. Она даже внешне, и, думается, совершенно не случайно похожа на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами.
Вспомним, как Наташа отплясывает после охоты. “Чистое дело, марш”, — удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух... Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка”.
Однако, как литературный образ, Наташу невозможно полностью понять без определенных литературных проекций.
Во-первых, это пушкинская Татьяна Ларина. Их внешнее сходство можно расценивать как цитатное. Кроме того, общая культурная аура, поэтика фольклорных забав и, отдельно, поэтика французских романов, которыми зачитывались барышни той поры.
Во-вторых, это Софья из комедии Грибоедова “Горе от ума”. Влюбленность образованной, умной девушки в подленького и глуповатого Молчалина и любовь-болезнь, любовь-наваждение Наташи к Анатолю Курагину имеют довольно много схожих черт.
Обе эти параллели не позволяют полностью объяснить Наташу, однако с ними легче разглядеть причины некоторых ее поступков и душевных движений.
В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему “роевому” инстинкту жизни.
После гибели Пети Ростова — она главная в семье. Она долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, — высокую, чистую, красивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. Наташа до самого конца с князем Андреем.
Вокруг нее концентрируются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этической силой. Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, — она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается “от жизни”, Наташа пробуждается для жизни. Толстой пишет о чувстве “благоговейного умиления”, которое охватило ее душу. Оно, оставшись навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи.
В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье. “Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила”. Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее “сильной, красивой и плодовитой самкой”. Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по особенному, не умом, “а всем существом своим, т. е. плотью”. Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы.
Не удивительно, что подобное состояние жизни не кажется примитивным или наивным ни героям, ни автору. Семья — обоюдное и добровольное рабство. “Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа”. Она только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное содержание жизни.
“Война и мир” — единственный роман Толстого, имеющий классический счастливый конец. То состояние, в котором он оставляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера Безухова и Наташу, — лучшее, что он мог придумать и дать им. Оно имеет основание в нравственной философии Толстого, в его своеобразных, но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе.
Так, в пьесе Чехова «Вишневый сад» автор проявляет себя, прежде всего, в развитии внутреннего конфликта произведения. Чехов размышляет о том, что делает с человеком время, в какие отношения вступает он с этой неуловимой и беспощадной силой.
Линию «настоящего времени» в пьесе ведет один персонаж - Лопахин. С его реплики: «Который час?» - начинается действие. Он контролирует время, о чем свидетельствует постоянная авторская ремарка «(Смотрит на часы)».
Все остальные персонажи в первом действии пребывают в некоем пограничном состоянии - между сном и явью. Они вспоминают которое для них оказывается большей духовной реальностью, нежели настоящее.
Элегический тон первого действия, как бы опрокинутого в сменяется философским диспутом о «гордом человеке». Место спора - поле у заброшенной часовни, время - перед заходом солнца. Этот эпизод проясняет, что бегство из настоящего в будущее чревато не менее страшными последствиями, нежели погружение в Внимая Пете Трофимову, пророчествующему о будущих путях человечества, герои не слышат предупреждения Лопахина, развивающего заявленную в первом действии тему времени: «Надо окончательно решить, - время не ждет».
«Настоящее время» требует не восклицаний, а поступков и решений, однако чеховские герои на них не В этом смысле Петя Трофимов близок Гаеву и Раневской. Нелепость их положения в том, что они утратили чувство настоящего.
Кроме того, сама не персонажей к сильным чувствам прямо зависит от их отношений со временем. Привязанности одних остались в сюжетная линия Раневская - парижский любовник), другие по пути в будущее растеряли человеческие качества («Мы выше любви», - провозглашает Петя Трофимов). Примечательно, что практически все чеховские герои не знают любви.
Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение.
Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней. Полуребенок-полудевушка. Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черноглаза и волосы ее сбились назад черными кудрями. Это гадкий утенок, готовый превратиться в лебедя.
Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в московском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гадания. Она даже внешне, и, думается, совершенно не случайно похожа на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами.
Вспомним, как Наташа отплясывает после охоты. “Чистое дело, марш”, — удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух... Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка”.
Однако, как литературный образ, Наташу невозможно полностью понять без определенных литературных проекций.
Во-первых, это пушкинская Татьяна Ларина. Их внешнее сходство можно расценивать как цитатное. Кроме того, общая культурная аура, поэтика фольклорных забав и, отдельно, поэтика французских романов, которыми зачитывались барышни той поры.
Во-вторых, это Софья из комедии Грибоедова “Горе от ума”. Влюбленность образованной, умной девушки в подленького и глуповатого Молчалина и любовь-болезнь, любовь-наваждение Наташи к Анатолю Курагину имеют довольно много схожих черт.
Обе эти параллели не позволяют полностью объяснить Наташу, однако с ними легче разглядеть причины некоторых ее поступков и душевных движений.
В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему “роевому” инстинкту жизни.
После гибели Пети Ростова — она главная в семье. Она долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, — высокую, чистую, красивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. Наташа до самого конца с князем Андреем.
Вокруг нее концентрируются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этической силой. Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, — она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается “от жизни”, Наташа пробуждается для жизни. Толстой пишет о чувстве “благоговейного умиления”, которое охватило ее душу. Оно, оставшись навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи.
В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье. “Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила”. Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее “сильной, красивой и плодовитой самкой”. Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по особенному, не умом, “а всем существом своим, т. е. плотью”. Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы.
Не удивительно, что подобное состояние жизни не кажется примитивным или наивным ни героям, ни автору. Семья — обоюдное и добровольное рабство. “Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа”. Она только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное содержание жизни.
“Война и мир” — единственный роман Толстого, имеющий классический счастливый конец. То состояние, в котором он оставляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера Безухова и Наташу, — лучшее, что он мог придумать и дать им. Оно имеет основание в нравственной философии Толстого, в его своеобразных, но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе.