каждый поэт рано или поздно вынужден решить для себя вопрос: что есть поэзия, в чем ее предназначение, и чем поэт отличается от обычного человека. тема поэта становится принципиальной для всего творчества пушкина еще и потому, что сам он занимает в поэзии исключительное место.
в петербурге после окончания лицея пушкин сближается с декабристскими кругами. осмысление роли и предназначения поэта в это время связывается с политической пропаганды. в первых строках оды «вольность» (1817 г. ) пушкин демонстративно отказывается от любовной поэзии:
изнеженную лиру..
хочу воспеть свободу миру,
на тронах поразить порок.
в 1820 году пушкин отправляется в южную ссылку. следующие несколько лет проходят для него под знаком романтизма. отсюда в творчестве пушкина возникает вполне характерная идея того, что жизнь поэта должна сливаться с его творчеством. в это же время появляется мотив высокого ремесла поэзии. поэзия доступна лишь избранникам, любимцам музы.
в 1824 году, в михайловском, пушкин пишет «разговор книгопродавца с поэтом» . принципы, высказанные в этом стихотворении, существенны для пушкина еще и потому, что сам он был первым поэтом, считавшим творчество фактически единственным источником доходов.
не продается вдохновенье,
но можно рукопись продать.
если романтизм утверждал, что поэт — это человек, ничем не похожий на других людей, то в михайловском пушкин приходит к убеждению, что поэт — это просто человек. понятие поэтического отождествляется теперь с обыденным, каждодневным. такой взгляд находить поэзию там, где романтик находил бы лишь прозу и пошлость: дом, быт, деревенское окружение. позже, в 1827 году, в стихотворении «поэт» пушкин скажет:
пока не требует поэта
к священной жертве аполлон,
в заботах суетного века
он малодушно погружен;
молчит его святая лира;
душа вкушает хладный сон,
и меж детей ничтожных мира
быть может, всех ничтожней он.
в начале 1826 года пушкин приезжает в москву. напуганный восстанием декабристов николай i официально «приближает» к себе поэта. несмотря на жестокую расправу с декабристами, пушкин некоторое время связывает надежды на лучшее будущее с николаем : поэт убежден, что царю действительно нужны его стихи, а потому считает, что главное дело поэта — « истину царям с улыбкой говорить» . в этот период появляются «стансы» (1826 г. ) и «друзьям» (1828 г.) :
беда стране, где раб и льстец
одни приближены к престолу,
а небом избранный певец
молчит, потупя очи долу.
пушкин не предает декабристов. его захватывает другая идея: если царь нуждается в стихах поэта, значит, поэт может предложить ему программу действий. и пушкин , «в надежде славы и добра» , пишет царю о необходимости великодушия и просвещения.
в это же время, в 1826 году, пушкин пишет еще одно стихотворение, посвященное теме поэта — стихотворение «пророк» , в котором он развивает идею божественной сути искусства и пророческого предназначения творца:
более того, на мой взгляд, нужно убрать из вопроса союз «или». с одной стороны, скачущий всадник – это отражение сознания сошедшего с ума бедного чиновника. с другой стороны, монументальный образ скачущего по улицам и площадям петербурга медного всадника вырастает до символического образа государства, созданного петром, и превращается в мистическую реальность. неслучайно позже ф. м. достоевский говорил о фантасмагоричности города, построенного на болотах, который, словно призрак, может рассеяться в одну минуту. попробуем доказать нашу мысль, обратившись непосредственно к поэме «медный всадник», к её тексту. в «медном всаднике показаны непримиримые противоречия между государством и отдельной личностью. сначала государство олицетворяется в образе петра, который «на берегу пустынных волн» задумал грандиозный проект – строительство города, имеющего огромное военно-стратегическое, и культурное значение для развития россии. город построен «назло надменному соседу», то есть могущественной в то время швеции, отсюда пётр собрался «грозить» . он мечтает о торговых кораблях всех стран («все флаги в гости будут к нам»), его цель – «в европу прорубить окно». этот образ величествен и восхищает автора. затем государство представлено в образе ожившего памятника, «медного всадника», который преследует «маленького человека», не терпя его бунта против себя. тема маленького человека связана с образом незначительного чиновника евгения, у которого тоже есть свои планы, не грандиозные, а скромные – жениться на любимой девушке параше и жить своим трудом. маленькое семейное счастье – вот о чём мечтает наш герой. разве он не имеет на него права? но взбунтовавшаяся природная стихия, ужасное наводнение, разрушила планы евгения. дом параши и её матери, бедной вдовы, снесён, асами они исчезли без следа, погибли. не выдержав такого потрясения. евгений сходит с ума, превращается в нищего юродивого, в отрепьях бродящего по городу. маленький человек винит в своих бедах петра, который, не подумав о безопасности и судьбах простых людей, построил город на месте, подверженном наводнениям. обезумев, бедный евгений видит «кумира с простёртою рукою», сидящего на бронзовом коне. этот «мощный властелин судьбы» «уздой железною россию поднял на дыбы». в евгении, «безумце бедном», вскипела кровь, и он пригрозил «горделивому истукану». «добро, строитель чудотворный! - // шепнул он, злобно задрожав, - ужо » но маленький человек тут же пугается своего бунта, ведь это, по сути, бунт одной личности против мощной машины государства, символически изображённого в медном всаднике. евгению вдруг от страха показалось, что лицо грозного царя загорелось гневом. после фигуры умолчания, многоточия, автор изображает, как евгений в страхе бежит. бедняк не видит за своей спиной преследующего его всадника, он только слышит за своей спиной «тяжело-звонкое скаканье». значит, зрительный образ медного всадника создаёт автор, и в его изображении скачущий за маленьким человеком всадник становится символическим, приобретает фантасмагорические черты: и, озарён луною бледной, простёрши руку в вышине, за ним несётся всадник медный на звонко-скачущем коне. таким образом. медный всадник в поэме пушкина не только плод больного сознания евгения, но и символический, фантасмагорический образ, отражающий мистическую реальность.
каждый поэт рано или поздно вынужден решить для себя вопрос: что есть поэзия, в чем ее предназначение, и чем поэт отличается от обычного человека. тема поэта становится принципиальной для всего творчества пушкина еще и потому, что сам он занимает в поэзии исключительное место.
в петербурге после окончания лицея пушкин сближается с декабристскими кругами. осмысление роли и предназначения поэта в это время связывается с политической пропаганды. в первых строках оды «вольность» (1817 г. ) пушкин демонстративно отказывается от любовной поэзии:
изнеженную лиру..
хочу воспеть свободу миру,
на тронах поразить порок.
в 1820 году пушкин отправляется в южную ссылку. следующие несколько лет проходят для него под знаком романтизма. отсюда в творчестве пушкина возникает вполне характерная идея того, что жизнь поэта должна сливаться с его творчеством. в это же время появляется мотив высокого ремесла поэзии. поэзия доступна лишь избранникам, любимцам музы.
в 1824 году, в михайловском, пушкин пишет «разговор книгопродавца с поэтом» . принципы, высказанные в этом стихотворении, существенны для пушкина еще и потому, что сам он был первым поэтом, считавшим творчество фактически единственным источником доходов.
не продается вдохновенье,
но можно рукопись продать.
если романтизм утверждал, что поэт — это человек, ничем не похожий на других людей, то в михайловском пушкин приходит к убеждению, что поэт — это просто человек. понятие поэтического отождествляется теперь с обыденным, каждодневным. такой взгляд находить поэзию там, где романтик находил бы лишь прозу и пошлость: дом, быт, деревенское окружение. позже, в 1827 году, в стихотворении «поэт» пушкин скажет:
пока не требует поэта
к священной жертве аполлон,
в заботах суетного века
он малодушно погружен;
молчит его святая лира;
душа вкушает хладный сон,
и меж детей ничтожных мира
быть может, всех ничтожней он.
в начале 1826 года пушкин приезжает в москву. напуганный восстанием декабристов николай i официально «приближает» к себе поэта. несмотря на жестокую расправу с декабристами, пушкин некоторое время связывает надежды на лучшее будущее с николаем : поэт убежден, что царю действительно нужны его стихи, а потому считает, что главное дело поэта — « истину царям с улыбкой говорить» . в этот период появляются «стансы» (1826 г. ) и «друзьям» (1828 г.) :
беда стране, где раб и льстец
одни приближены к престолу,
а небом избранный певец
молчит, потупя очи долу.
пушкин не предает декабристов. его захватывает другая идея: если царь нуждается в стихах поэта, значит, поэт может предложить ему программу действий. и пушкин , «в надежде славы и добра» , пишет царю о необходимости великодушия и просвещения.
в это же время, в 1826 году, пушкин пишет еще одно стихотворение, посвященное теме поэта — стихотворение «пророк» , в котором он развивает идею божественной сути искусства и пророческого предназначения творца:
и бога глас ко мне воззвал:
«восстань, пророк, и виждь, и внемли,
исполнись волею моей,
и, обходя моря и земли,
глаголом жги сердца людей. »
ответ:
более того, на мой взгляд, нужно убрать из вопроса союз «или». с одной стороны, скачущий всадник – это отражение сознания сошедшего с ума бедного чиновника. с другой стороны, монументальный образ скачущего по улицам и площадям петербурга медного всадника вырастает до символического образа государства, созданного петром, и превращается в мистическую реальность. неслучайно позже ф. м. достоевский говорил о фантасмагоричности города, построенного на болотах, который, словно призрак, может рассеяться в одну минуту. попробуем доказать нашу мысль, обратившись непосредственно к поэме «медный всадник», к её тексту. в «медном всаднике показаны непримиримые противоречия между государством и отдельной личностью. сначала государство олицетворяется в образе петра, который «на берегу пустынных волн» задумал грандиозный проект – строительство города, имеющего огромное военно-стратегическое, и культурное значение для развития россии. город построен «назло надменному соседу», то есть могущественной в то время швеции, отсюда пётр собрался «грозить» . он мечтает о торговых кораблях всех стран («все флаги в гости будут к нам»), его цель – «в европу прорубить окно». этот образ величествен и восхищает автора. затем государство представлено в образе ожившего памятника, «медного всадника», который преследует «маленького человека», не терпя его бунта против себя. тема маленького человека связана с образом незначительного чиновника евгения, у которого тоже есть свои планы, не грандиозные, а скромные – жениться на любимой девушке параше и жить своим трудом. маленькое семейное счастье – вот о чём мечтает наш герой. разве он не имеет на него права? но взбунтовавшаяся природная стихия, ужасное наводнение, разрушила планы евгения. дом параши и её матери, бедной вдовы, снесён, асами они исчезли без следа, погибли. не выдержав такого потрясения. евгений сходит с ума, превращается в нищего юродивого, в отрепьях бродящего по городу. маленький человек винит в своих бедах петра, который, не подумав о безопасности и судьбах простых людей, построил город на месте, подверженном наводнениям. обезумев, бедный евгений видит «кумира с простёртою рукою», сидящего на бронзовом коне. этот «мощный властелин судьбы» «уздой железною россию поднял на дыбы». в евгении, «безумце бедном», вскипела кровь, и он пригрозил «горделивому истукану». «добро, строитель чудотворный! - // шепнул он, злобно задрожав, - ужо » но маленький человек тут же пугается своего бунта, ведь это, по сути, бунт одной личности против мощной машины государства, символически изображённого в медном всаднике. евгению вдруг от страха показалось, что лицо грозного царя загорелось гневом. после фигуры умолчания, многоточия, автор изображает, как евгений в страхе бежит. бедняк не видит за своей спиной преследующего его всадника, он только слышит за своей спиной «тяжело-звонкое скаканье». значит, зрительный образ медного всадника создаёт автор, и в его изображении скачущий за маленьким человеком всадник становится символическим, приобретает фантасмагорические черты: и, озарён луною бледной, простёрши руку в вышине, за ним несётся всадник медный на звонко-скачущем коне. таким образом. медный всадник в поэме пушкина не только плод больного сознания евгения, но и символический, фантасмагорический образ, отражающий мистическую реальность.
объяснение: