Стихотворение «весенние воды» можно отнести к пейзажной лирике тютчева. оно было написано в 1830 году. в этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней читая стихотворение, действительно ощущаешь весеннюю атмосферу. чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью. стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. в первой части у земли состояние ещё сонное – она «ещё не проснулась», но на весне спешит вода, которая будит и гласит: «весна идёт»! автор рисует два плана – землю и воду. в первой части слышим шум воды, быстрое движение, которое вызывает бурную радость. повтор согласного звука (б) () и шипящего (ш), в слове шумят, передать начинающее движение воды. ф. тютчев использует много глаголов (шумят, бегут, гласят). эти глаголы позволяют услышать ритмичность произведения и почувствовать движение и шум весенней воды, наступающей весны. в конце первого предложения автор поставил многоточие. наверное, поэт хочет ещё многое сказать о весенней воде. вторая часть стихотворения – это ожидание майских дней. весне художник придаёт черты молодой девушки. майские дни олицетворяются с маленькими детьми, которые водят хороводы и у них румяные щёки. в стихотворении ф.тютчева зима и весна олицетворены. «зима недаром злится», зима – «ведьма злая», бесится, злится, хлопочет, ворчит на весну, бросает в неё снег. весна – «прекрасное дитя», в окно стучится, гонит зиму со двора и хохочет ей в глаза. в стихотворении смена времён года осмыслена в соответствии с народно-поэтическими представлениями как борьба двух врагов.
Бэла – черкешенка, похищенная печориным. она жила и воспитывалась среди "естественных" людей, "детей природы". характерной чертой её народа является гармония с окружающим миром. печорин тоже стремится обрести ее в любви к бэле. однако ему, человеку с развитым самосознанием, не дано этого. образ бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся на традициях и обычаях народа, символизирует явную чуждость печорина к этому миру. кроткая и в то же время сильная, любящая и не желающая покориться бэла привлекает печорина. однако это лишь страстное увлечение, а отнюдь не любовь. старый и добрый максим максимыч не понимает, как можно не любить эту "славную девочку". восторгаясь ее прелестью и веселостью, максим максимыч осуждает печорина, охладевшего к бэле после того, как услышал заветное "да". бэла, также заметившая перемену в печорине и плачущая в его длительное отсутствие, не его ни одним словом. ее поведение – признак силы ее характера, способного скорее умереть, чем признать свое поражение. ее смерть – счастье для нее и трагедия для печорина, лишний раз убедившегося в том, что в погоне за личным счастьем он губит чужое. находя в себе черты, сближающие его с народом, к которому принадлежит бэла (порывистость, горячность, страстность), печорин в то же время понимает, что этих качеств недостаточно, чтобы обрести гармонию с миром. с бэлой – яркое тому подтверждение).