«Страна Муравия» посвящена периоду коллективизации начала 30-х годов XX века, «За далью — даль» — поэма послевоенная, описывающая жизнь людей, какой её увидел А.Т. Твардовский в своей поездке по стране. Поэма «Василий Тёркин» посвящена Великой Отечественной войне.
2. Какова главная мысль главы «Переправа»? Как вы понимаете следующие строфы?
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа...
Тем путем идут суровым.
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат...
Переправа, переправа...
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы —
Ради жизни на земле..
Главная мысль главы «Переправа» заключается в том, что путь до победы очень далёк и лежит через кровавую переправу, через жестокие испытания, в которых погибнут многие.
Приведённые строфы говорят о том, что память и военная слава всегда имеют свою оборотную сторону— забвение, когда без примет и следов канут в чёрную воду тысячи живых людей. Думая о победивших героях, увешанных наградами, нельзя забывать и о тех безвестных солдатах, что канули бесследно в жестоком бою. Бой этот и ведётся не ради славы, не ради восхищения потомков смелостью воинов; цена сражения гораздо выше— это вообще жизнь на земле, самая святая цель, какая только может быть. Да и сами солдаты — это вовсе не былинные богатыри, а люди, «труженики», которые испокон века защищали родину, когда в этом была необходимость. Само определение «труженик-солдат» говорит о том, что к войне наши воины относятся как к тяжёлой, но необходимой работе, не стараясь никак поэтизировать и возвысить её. Напротив, война прозаична, полна тяжёлого быта и кровавых моментов, которые тоже уже стали привычными.
3. С какой целью в разных главах поэмы автор повторяет слова: «Бой идет святой и правый. / Смертный бой не ради славы — / Ради жизни на земле»
Проходящие рефреном по главам слова «Бой идёт святой и правый, / Смертный бой не ради славы -— / Ради жизни на земле» подчёркивают главную мысль всей поэмы, усиливают её выражение и возвращают к ней в различных эпизодах: это мысль о том, что не для признания, успеха и славы идёт война, её суть неизмеримо глубже и серьёзнее — вся жизнь на земле.
4. Что подчеркивает автор в характере героя в главе «О награде»?
В главе «О награде» в кругу фронтовых товарищей Василий Тёркин полушутя-полусерьёзно мечтает о возвращении после войны в родные края. Как бывалый воин, объективно знающий себе цену, он понимает, что достоин награды, но, как скромный человек, не стремящийся к великой славе, а только качественно выполняющий своё дело, даже не пытается говорить о своих заслугах: медаль-де нужна ему для того, чтобы производить неотразимое впечатление на девушек. С юмором он представляет своё возвращение домой. С достоинством и даже гордостью он будет держаться с односельчанами человечным и жизнерадостным выглядит Тёркин в этой сцене. Каждую свободную минутку мысленно он находится дома, а не на войне, мечтает о мирной тихой жизни, а не о том, как будет совершать новые подвиги.
5. В начальной главе «От автора» звучит почти гимн питьевой воде. Твардовский знал, как дорог солдату глоток воды. Что же поэт говорит о воде? В этой вводной главе поэт как бы набрасывает «темы», о чем будет рассказано подробно в поэме. Что это за «темы»?
Вот что пишет А.Т. Твардовский о воде в главе «От автора»:
На войне, в пыли походной,
В летний зной и в холода
Лучше нет природной —
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки, какой угодно,
Из ручья, из-подо льда, —
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б — вода.
Темы, которые набрасывает поэт в главе «От автора» — это тема человеческих радостей, поддерживающих человека на войне. Это вкусная еда, дружеская поддержка, весёлая шутка, знание правды.
Действие романа происходит в России в начале 1900-х годов. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из своих каменных недр; по праздникам, встречаясь друг с другом, говорят они только о фабрике, много пьют, напившись — дерутся. Однако молодой рабочий Павел Власов, неожиданно для своей матери Пелагеи Ниловны, вдовы слесаря, вдруг начинает жить иной жизнью:
По праздникам ходит в город, приносит книги, много читает. На недоуменный во матери Павел отвечает: «Я хочу знать правду и поэтому читаю запрещённые книги; если у меня их найдут — меня посадят в тюрьму».
Через некоторое время в доме у Власовых субботними вечерами начинают собираться товарищи Павла: Андрей Находка — «хохол из Канева», как он представляется матери, недавно приехавший в слободку и поступивший на фабрику; несколько фабричных — слободских парней, которых Ниловна знала и раньше; приходят люди из города: молодая девушка Наташа, учительница, уехавшая из Москвы от богатых родителей; Николай Иванович, который иногда приходит вместо Наташи заниматься с рабочими; худенькая и бледная барышня Сашенька, тоже, как и Наташа, ушедшая из семьи: её отец — помещик, земский начальник. Павел и Сашенька любят друг друга, однако пожениться они не могут: они оба считают, что женатые революционеры потеряны для дела — нужно зарабатывать на жизнь, на квартиру, растить детей. Собираясь в доме у Власовых, участники кружка читают книги по истории, беседуют о тяжкой доле рабочих всей земли, о солидарности всех трудящихся, часто поют песни. На этих собраниях мать впервые слышит слово «социалисты».
Матери очень нравится Находка, и он её тоже полюбил, ласково зовёт её «ненько», говорит, что она похожа на его покойную приёмную мать, родной же матери он не помнит. Через некоторое время Павел с матерью предлагают Андрею переселиться к ним в дом, и хохол с радостью соглашается.
На фабрике появляются листовки, в которых говорится о стачках рабочих в Петербурге, о несправедливости порядков на фабрике; листовки призывают рабочих к объединению и борьбе за свои интересы. Мать понимает, что появление этих листков связано с работой её сына, она и гордится им, и опасается за его судьбу. Через некоторое время в дом Власовых приходят жандармы с обыском. Матери страшно, однако она старается подавить свой страх. Пришедшие ничего не находят: заранее предупреждённые об обыске, Павел и Андрей унесли из дому запрещённые книги; тем не менее Андрей арестован.
На фабрике появляется объявление о том, что из каждого заработанного рабочими рубля дирекция будет вычитать копейку — на осушение окружающих фабрику болот. Рабочие недовольны таким решением дирекции, несколько пожилых рабочих приходят к Павлу за советом. Павел мать сходить в город отнести его записку в газету, с тем чтобы история с «болотной копейкой» попала в ближайший номер, а сам отправляется на фабрику, где, возглавив стихийный митинг, в присутствии директора излагает требования рабочих об отмене нового налога. Однако директор приказывает рабочим возобновить работу, и все расходятся по своим местам. Павел огорчён, он считает, что народ не поверил ему, не пошёл за его правдой, потому что он молод и слабосилен — не сумел эту правду сказать. Ночью опять являются жандармы и на этот раз уводят Павлов
Через несколько дней к Ниловне приходит Егор Иванович — один из тех, кто ходил на собрания к Павлу до его ареста. Он рассказывает матери, что, кроме Павла, арестовано ещё 48 человек фабричных, и хорошо было бы продолжать доставлять листовки на фабрику. Мать вызывается проносить листовки, для чего знакомую, торгующую на фабрике обедами для рабочих, взять её к себе в Всех входящих на фабрику обыскивают, однако мать успешно проносит листовки и передаёт их рабочим.
«Страна Муравия» посвящена периоду коллективизации начала 30-х годов XX века, «За далью — даль» — поэма послевоенная, описывающая жизнь людей, какой её увидел А.Т. Твардовский в своей поездке по стране. Поэма «Василий Тёркин» посвящена Великой Отечественной войне.
2. Какова главная мысль главы «Переправа»? Как вы понимаете следующие строфы?
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа...
Тем путем идут суровым.
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат...
Переправа, переправа...
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы —
Ради жизни на земле..
Главная мысль главы «Переправа» заключается в том, что путь до победы очень далёк и лежит через кровавую переправу, через жестокие испытания, в которых погибнут многие.
Приведённые строфы говорят о том, что память и военная слава всегда имеют свою оборотную сторону— забвение, когда без примет и следов канут в чёрную воду тысячи живых людей. Думая о победивших героях, увешанных наградами, нельзя забывать и о тех безвестных солдатах, что канули бесследно в жестоком бою. Бой этот и ведётся не ради славы, не ради восхищения потомков смелостью воинов; цена сражения гораздо выше— это вообще жизнь на земле, самая святая цель, какая только может быть. Да и сами солдаты — это вовсе не былинные богатыри, а люди, «труженики», которые испокон века защищали родину, когда в этом была необходимость. Само определение «труженик-солдат» говорит о том, что к войне наши воины относятся как к тяжёлой, но необходимой работе, не стараясь никак поэтизировать и возвысить её. Напротив, война прозаична, полна тяжёлого быта и кровавых моментов, которые тоже уже стали привычными.
3. С какой целью в разных главах поэмы автор повторяет слова: «Бой идет святой и правый. / Смертный бой не ради славы — / Ради жизни на земле»
Проходящие рефреном по главам слова «Бой идёт святой и правый, / Смертный бой не ради славы -— / Ради жизни на земле» подчёркивают главную мысль всей поэмы, усиливают её выражение и возвращают к ней в различных эпизодах: это мысль о том, что не для признания, успеха и славы идёт война, её суть неизмеримо глубже и серьёзнее — вся жизнь на земле.
4. Что подчеркивает автор в характере героя в главе «О награде»?
В главе «О награде» в кругу фронтовых товарищей Василий Тёркин полушутя-полусерьёзно мечтает о возвращении после войны в родные края. Как бывалый воин, объективно знающий себе цену, он понимает, что достоин награды, но, как скромный человек, не стремящийся к великой славе, а только качественно выполняющий своё дело, даже не пытается говорить о своих заслугах: медаль-де нужна ему для того, чтобы производить неотразимое впечатление на девушек. С юмором он представляет своё возвращение домой. С достоинством и даже гордостью он будет держаться с односельчанами человечным и жизнерадостным выглядит Тёркин в этой сцене. Каждую свободную минутку мысленно он находится дома, а не на войне, мечтает о мирной тихой жизни, а не о том, как будет совершать новые подвиги.
5. В начальной главе «От автора» звучит почти гимн питьевой воде. Твардовский знал, как дорог солдату глоток воды. Что же поэт говорит о воде? В этой вводной главе поэт как бы набрасывает «темы», о чем будет рассказано подробно в поэме. Что это за «темы»?
Вот что пишет А.Т. Твардовский о воде в главе «От автора»:
На войне, в пыли походной,
В летний зной и в холода
Лучше нет природной —
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки, какой угодно,
Из ручья, из-подо льда, —
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б — вода.
Темы, которые набрасывает поэт в главе «От автора» — это тема человеческих радостей, поддерживающих человека на войне. Это вкусная еда, дружеская поддержка, весёлая шутка, знание правды.
Объяснение:
Мать
Действие романа происходит в России в начале 1900-х годов. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из своих каменных недр; по праздникам, встречаясь друг с другом, говорят они только о фабрике, много пьют, напившись — дерутся. Однако молодой рабочий Павел Власов, неожиданно для своей матери Пелагеи Ниловны, вдовы слесаря, вдруг начинает жить иной жизнью:
По праздникам ходит в город, приносит книги, много читает. На недоуменный во матери Павел отвечает: «Я хочу знать правду и поэтому читаю запрещённые книги; если у меня их найдут — меня посадят в тюрьму».
«Мать» (1926). Режиссёр: Всеволод Пудовкин. Источник: YouTube.
Через некоторое время в доме у Власовых субботними вечерами начинают собираться товарищи Павла: Андрей Находка — «хохол из Канева», как он представляется матери, недавно приехавший в слободку и поступивший на фабрику; несколько фабричных — слободских парней, которых Ниловна знала и раньше; приходят люди из города: молодая девушка Наташа, учительница, уехавшая из Москвы от богатых родителей; Николай Иванович, который иногда приходит вместо Наташи заниматься с рабочими; худенькая и бледная барышня Сашенька, тоже, как и Наташа, ушедшая из семьи: её отец — помещик, земский начальник. Павел и Сашенька любят друг друга, однако пожениться они не могут: они оба считают, что женатые революционеры потеряны для дела — нужно зарабатывать на жизнь, на квартиру, растить детей. Собираясь в доме у Власовых, участники кружка читают книги по истории, беседуют о тяжкой доле рабочих всей земли, о солидарности всех трудящихся, часто поют песни. На этих собраниях мать впервые слышит слово «социалисты».
Матери очень нравится Находка, и он её тоже полюбил, ласково зовёт её «ненько», говорит, что она похожа на его покойную приёмную мать, родной же матери он не помнит. Через некоторое время Павел с матерью предлагают Андрею переселиться к ним в дом, и хохол с радостью соглашается.
На фабрике появляются листовки, в которых говорится о стачках рабочих в Петербурге, о несправедливости порядков на фабрике; листовки призывают рабочих к объединению и борьбе за свои интересы. Мать понимает, что появление этих листков связано с работой её сына, она и гордится им, и опасается за его судьбу. Через некоторое время в дом Власовых приходят жандармы с обыском. Матери страшно, однако она старается подавить свой страх. Пришедшие ничего не находят: заранее предупреждённые об обыске, Павел и Андрей унесли из дому запрещённые книги; тем не менее Андрей арестован.
На фабрике появляется объявление о том, что из каждого заработанного рабочими рубля дирекция будет вычитать копейку — на осушение окружающих фабрику болот. Рабочие недовольны таким решением дирекции, несколько пожилых рабочих приходят к Павлу за советом. Павел мать сходить в город отнести его записку в газету, с тем чтобы история с «болотной копейкой» попала в ближайший номер, а сам отправляется на фабрику, где, возглавив стихийный митинг, в присутствии директора излагает требования рабочих об отмене нового налога. Однако директор приказывает рабочим возобновить работу, и все расходятся по своим местам. Павел огорчён, он считает, что народ не поверил ему, не пошёл за его правдой, потому что он молод и слабосилен — не сумел эту правду сказать. Ночью опять являются жандармы и на этот раз уводят Павлов
Через несколько дней к Ниловне приходит Егор Иванович — один из тех, кто ходил на собрания к Павлу до его ареста. Он рассказывает матери, что, кроме Павла, арестовано ещё 48 человек фабричных, и хорошо было бы продолжать доставлять листовки на фабрику. Мать вызывается проносить листовки, для чего знакомую, торгующую на фабрике обедами для рабочих, взять её к себе в Всех входящих на фабрику обыскивают, однако мать успешно проносит листовки и передаёт их рабочим.