Басня «Свинья под дубом» написана Крыловым в 1823 году. А в 1825 году она была опубликована в «Северной пчеле». В основу басни положен оригинальный сюжет о свинье, кормящейся желудями, упавшими с дуба. Наевшись желудями досыта, свинья уснула. А после сна она решила подрыть у дуба корни. Ворон, сидевший на дубе, сделал ей замечание, указав, что дуб может засохнуть, если его корни будут открыты.
На это свинья отвечала, что судьба дуба ее совсем не волнует, это дерево она считает бесполезным. Интересны ей только желуди. Возмущенный дуб назвал свинью неблагодарной и посоветовал ей посмотреть наверх, на ветви дерева, чтобы увидеть, что желуди, которые так нравятся свинье, растут именно на дубе.
В басне «Свинья под дубом» высмеиваются люди, по природе своей недальновидные и невежественные, не видящие дальше своего носа. Недаром таких людей Крылов уподобляет свинье, роющей землю носом в поисках желудей. Свинье безразлично то, что происходит в окружающем мире. Ее интересуют только желуди, при этом ей все равно, откуда эти желуди берутся.
В конце басни автор указывает следующую мораль – невежды, ругающие науку и просвещение в целом, одновременно с этим пользуются плодами просвещения и научных трудов, не понимая, что является источником этих плодов.
Крылов, выросший на родной почве, но неприветливо встреченный жизнью, уже в преклонном возрасте добился признания своего гения. Он был истинным патриотом, искренне презиравшим всех тех деятелей родной страны, которые, копошась около корней дуба, заявляют претензии только на дающие жир «желуди».
Нередко встречаются такие люди, которые, по невежеству своему, никак не могут видеть и понять того, что для человека здравомыслящего вполне ясно. Эти люди видят только то, что у них под носом, и своим невежеством наносят вред тому, от чего сами получают пользу. Такая главная мысль выражена Крыловым в басне «Свинья под дубом».
Туган җирең Идел буе,
Һəр телнең бар туган иле.
Туган җирең кебек назлы,
Җырдай моңлы татар теле.
Ак алъяпкыч бəйлəсəлəр,
Өзелеп тора кызлар биле.
Кызлар кебек шат чырайлы,
Ачык йөзле татар теле.
Халкың кебек уңган да син,
Хезмəттə син көне-төне.
Ир-егетлəреңдəй дəртле,
Гайрəтле син, татар теле.
Фəннəн сине аерса да
Гасырларның афəт җиле.
Аксакалларыңдай олпат,
Акыллы син, татар теле.
Ассалар да, киссəлəр дə,
Үлмəдең син, калдың тере,
Чукындырган чагында да
Чукынмадың, татар теле.
Яндың да син, туңдың да син,
Нишлəтмəде язмыш сине.
Дөньяда күп нəрсə күрдең,
əй мөкатдəс Тукай теле.
Төрмəлəргə дə яптылар
Җəлил белəн бергə сине.
Төрмəлəрдə дə килмешəк
Булмадың син, татар теле.
Зинданнарны ярып чыктың,
Ялкынланып чыктың кире,
Хəтта фашист тегермəне
Тарта алмады анда сине,
əй син, батыр татар теле!
Кабатланмас үткəннəрең —
Гасырларның яман чире.
Кабатлар сине гасырлар,
Татар теле, дуслык теле
На это свинья отвечала, что судьба дуба ее совсем не волнует, это дерево она считает бесполезным. Интересны ей только желуди. Возмущенный дуб назвал свинью неблагодарной и посоветовал ей посмотреть наверх, на ветви дерева, чтобы увидеть, что желуди, которые так нравятся свинье, растут именно на дубе.
В басне «Свинья под дубом» высмеиваются люди, по природе своей недальновидные и невежественные, не видящие дальше своего носа. Недаром таких людей Крылов уподобляет свинье, роющей землю носом в поисках желудей. Свинье безразлично то, что происходит в окружающем мире. Ее интересуют только желуди, при этом ей все равно, откуда эти желуди берутся.
В конце басни автор указывает следующую мораль – невежды, ругающие науку и просвещение в целом, одновременно с этим пользуются плодами просвещения и научных трудов, не понимая, что является источником этих плодов.
Крылов, выросший на родной почве, но неприветливо встреченный жизнью, уже в преклонном возрасте добился признания своего гения. Он был истинным патриотом, искренне презиравшим всех тех деятелей родной страны, которые, копошась около корней дуба, заявляют претензии только на дающие жир «желуди».
Нередко встречаются такие люди, которые, по невежеству своему, никак не могут видеть и понять того, что для человека здравомыслящего вполне ясно. Эти люди видят только то, что у них под носом, и своим невежеством наносят вред тому, от чего сами получают пользу. Такая главная мысль выражена Крыловым в басне «Свинья под дубом».