Я, кажется, нашел самое, самое несчастное существо в поселке. Слонов и шкилетников нет-нет да кто-то и , пусть даже тайком, стыдясь, про себя, нет-нет, да и найдется дурачок вроде меня, который сунет им хлебца. А собака...Сдохнет собака, и не найдется даже Абрама, который бы ее прибрал. Почему у мальчика возникает такая мощная потребность заботиться о ком-то?
Слезы - это вода, и они уходят в море.
Вздохи - это воздух, и они уходят к небу.
Скажи мне, дорогая, когда заканчивается любовь,
Куда она уходит?
Густаво Адольфо Беккер, испанский поэт ХIХ века
Вольный перевод Камиллы Линдер
Нам всем кажется, что уж о чем, о чем, а о странностях любви мы знаем всё. Или - если даже не знаем наверняка, то всё же догадываемся о неких странностях и непонятностях этого чувства.
Но вот о "тайном обществе любителей плохой погоды" наверняка не слышал еще никто. Можно только позавидовать любителям фантастического жанра: в новой книге писателя Леонида Бежина, которая называется "Тайное общество любителей плохой погоды", они встретятся с новым фантастическим сюжетом. И не с каким-нибудь там "бродячим" сюжетом, возникающим то в одной, то в другой книжке, кочующим по странам и континентам, а с настоящим, магическим, оригинальным и непредсказуемым. Но уж если в названии романа "Тайное общество любителей плохой погоды" есть слово "тайное", то не следует, даже в таком демократичном жанре как эссе, раскрывать эту тайну. Промолчим и мы.
Собственно, в новой книге Леонида Бежина соединены разные жанры: роман, повести и рассказы. Роман открывает книгу, и следовало бы говорить о нем подробнее ( он очень интересен!), но... признавая необходимость сохранять секрет фантастического сюжета, обратим свои взоры сначала - на самый последний сюжет этого издания, на рассказ "Чердачный человек с воспаленным воображением". Интригует, не правда ли? Вот из-за этой заинтригованности я и продолжила чтение книги Л. Бежина не по порядку, а " с конца", отдав предпочтение самому последнему, но, судя по названию, самому таинственному и многообещающему.
Представьте себе, я не ошиблась, градус таинственности всё нарастал и нарастал. Итак, мы в Германии, на чердаке, где живет один вполне немецкий мечтатель. В одном вполне обычном, но всё же "зачарованном" городке. Обитатель чердака - Писатель, сочинитель, и к нему сюда, по нескончаемым и скрипучим лестницам, приходят друзья из мира богемы, Художник и Композитор. Наверное, на чердаке холодно, как и поётся в знаменитой арии из оперы Дж.Пуччини "Богема" ("Холодная ручонка, надо Вам её согреть"...). Но будем думать, что их, "чердачных", то есть богемных людей, согревает огонь искусства. Ведь они, как пел Александр Вертинский - "бродяги и артисты".
Вот именно - артисты. Сверхлюди. Посмотрите, как о них сказал русский гений, режиссер Андрей Тарковский ( в пересказе Эдварда Радзинского, слышала в телепередаче): Радзинский говорил об обиде на некоего актера. А Тарковский возразил:
-Обиделся? Но разве артисты - люди?
А кто же они?
-Они ВСЁ.
Вот так и мы будем относиться к этим людям из рассказа Л.Е. Бежина "Чердачный человек с воспаленным воображением". Они - ВСЁ
Но они "ВСЁ" не в смысле, что смогут всё, что захотят, например, стать нефтяными королями. Хотя, слава Богу, они такими стать не могут по определению и не стремятся, а просто несут в мир не нефтедоллары, но что-то другое, уж вовсе бесценное. Их ВСЁ - это чувства, чувственность. воображение и разум. Они "всего лишь" привносят в нашу жизнь вот эту самую свою "чердачность" , но вот это "всего лишь" и есть- ВСЁ.
Они немного похожи на чудаков в этих своих чопорных претензиях, перечисленных мною. Автор вообще называет их "мечтателями, романтиками, чердачными людьми с воспаленным воображением". Что это - авторская снисходительность, отстраненность? Не спешите с надменными умозаключениями.
Ибо писатель Л.Е. Бежин немедленно вам напоминает, что несравненный Эрнст Теодор Амадей Гофман тоже (по крайней мере дважды!) - жил на чердаке. И какое счастье, какой заряд жизни получали его гости на этом несравненном чердаке, где гениальный писатель развлекал их необычными сюрпризами, шутками, мистериями. Он им подарил такие впечатления на своих, по крайней мере, двух чердаках, что счастья им потом хватало на всю жизнь. Счастья воспоминаний о фантазиях Гофмана.
"Мой ум на досуге рождает столько фантастических существ, - говорил М. Монтень, - что я жду, когда же мой рассудок устыдится сам себя". Напротив, Теодор Амадей Гофман ожидал, что фантастические существа, рождаемые разумом, испугаются сами себя и, наконец, исчезнут. Леониду Бежину, конечно, известны и то, и другое рассуждение, однако опыт ему, кажется, подсказывает, что эти существа не исчезают ни при каких обстоятельствах, а, напротив, становятся ещё причудливее. И от этого ещё притягательнее
Д. И. Фонвизин "Недоросль"
Поместье Простаковых,Тришке достаётся "на орехи" от госпожи за кафтан для сына,который сшит не так.Слуга оправдывается ,что не учился портному делу,но Простаковой это не важно,она в гневе.Муж Простаковой недотёпа,забитый и тихий человек,а брат -Скотинин,решил жениться на Софье и прибрать к рукам имение сироты.Кафтан шьют к для сына Простаковой,Митрофана,редкостного тугодума и неуча.
Сирота Софья получила письмо от дяди,Стародума,где он извещает о её наследстве.Неграмотные Простаковы просят прочесть новость Правдина,так как считали дядю давно погибшим в Сибири.Уверовав в наследство Софьи,Простакова решает выдать её за своего сыночка,недоросля Митрофанушку.
Через деревню Простаковых проходят солдаты , и Правдин встречает давнего друга,офицера Милона,потерявшего свою невесту.Неожиданно оказывается,что Софья и есть возлюбленная Милона, и её Простаковы упрятали в свои деревни,пытаясь отобрать наследство.Скотинин заявляет о своих правах на Софью,но Правдин рассказывает о планах Простаковой женить девушку на недоросле.У Митрофанушки куча нанятых учителей,но никто не может обучить его,он хочет лишь жениться.
Возвращается Стародум,решивший выйти в отставку и освободить Софью от опекунства Простаковых,которые дерутся даже между собой и постоянно бранятся.Дядя разрешает Софье самой сделать выбор жениха , и начинается борьба за наследство.Простакова нахваливает сына,его образованность и ум,а его учителя бьются с его неграмотностью,но тщетно.Стародум получает письмо от графа Честона,дяди Милона и узнаёт о согласии поженить Милона и Софью.
Милон просит благословления Стародума на брак и получает согласие. Скотинин и Простакова продолжают борьбу за Софьино приданое,не зная о благословлении Стародума.Нахваливая самих себя,они очень занимают старого вояку.Получив отказ от Стародума,Простакова решает силой осуществить свой план,расставив часовых по дому.Софью насильно пытаются усадить в карету и ехать на венчание,Милон освобождает девушку.
Правдин объявляет о государственной опеке деревень Простаковой,он получил депешу с такими полномочиями.Скотинин спешно уезжает у своё имение,к свинкам.Простакова раскаивается в учинённых ею бесчинствах,но поздно,она предстанет перед судом.Учителя Митрофанушки получают расчёт,Вральман становится вновь кучером,а Цыфиркин получает щедрую награду за правду от Стародума.Правдин решает отдать Митрофанушку на службу,он предаёт любимую мамашу.Стародум,Софья и Милон уезжают в Москву,правда торжествует.