Выпишите номера сложносочинённых предложений (знаки препинания расставлены не во всех предложениях). (1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.
– (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята.
– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как при ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.
(7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11) Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.
(13)Всё в Калинове было бедным разруш_(н,нн)ым в изобили_ только (не)тронутая ро_кая пр_рода. (14)И люди были полу_ше горо_ских то(же) поч(?)ти (не)тронутые горо_ским душевным ра(з,с)вратом.
(15)Общение с д_р_венскими р_бятами ра(з,с)ве_ло его студен(?)ческие и(л,лл)юзии: доброе и веч(?)ное конеч(?)но (не)отменял_сь но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные це(н,нн)ости девоч(?)кам укут_(н,нн)ым в чин_(ннн)ые платки успевшим до з_ри пр_брать скотину и малых братьев(сестёр) и мал(?)чикам выполнявшим всю мужскую тяж_лую работу? (17)Уч_ба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые (н_)когда и н_(при)каких условиях им (не)понадоб_т(?)ся?
(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши? (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22) Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. (24)Да и сами они только этого и желали.
(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь. (По Л.Е. Улицкой*)
* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.
ответ запишите без пробелов или каких-либо разделительных знаков (например: 12 или 34).