Компетентностный подход к преподаванию русского языка на современном этапе развития школы обусловил появление в учебниках, учебных пособиях дидактических материалов культуроведческого содержания. Не редкость они и в сборниках текстов для изложений. Объективные трудности вызывает отсутствие у учащихся необходимых для понимания культуроведческого текста фоновых знаний, фрагментарность работы с подобными образцами в методике связной письменной речи. Реализация культуроведческого подхода к восприятию и воспроизведению исходного текста при обучении изложениям стала возможной благодаря когнитивно-коммуникативной направленности учебников русского языка для VIII и IX классов (авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова). Обращение к семантике простого и сложного предложений позволило связать изучение синтаксических единиц с внеязыковой действительностью. Задания, направленные на формирование лингвистической компетенции, сопровождаются непременным обращением к речевому и жизненному опыту школьников, а при необходимости - адресацией к справочной и энциклопедической литературе. "Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения"1, зафиксированное в обязательном минимуме содержания государственного образовательного стандарта по русскому языку, на наш взгляд, может быть положено в основу работы с культуроведческими текстами. Ориентация методики обучения изложениям на анализ языковых единиц, содержащих в своем семантическом поле культурное знание, не только обеспечивает высокое качество выполнения письменной работы, но и эффективному осуществлению межпредметных связей, активному применению разнообразных форм рассредоточенной подготовки. стр. 53 В качестве примера приведем методические материалы, использованные в IX классе при обучении изложению с элементами сочинения по отрывку из воспоминаний И. И. Пущина "Записки о Пушкине"2. Ввиду того что повествование в автобиографическом произведении ведется от первого лица, за пределы исходного текста, в зону фонового знания, выводится ключевая информация об авторе. Иван Иванович Пущин - лицейский друг Пушкина. Впервые они встретились на экзамене при поступлении в Лицей 12 августа 1811 г. и пронесли светлое чувство дружбы через всю жизнь. По окончании Лицея их пути разошлись: Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел, а Пущин - в конную артиллерию. В мае 1820 г. за вольнолюбивые стихи Пушкин сослан на юг - друзья расстались на 5 долгих лет. Их последняя встреча произошла в январе 1825 г., когда Пущину удалось навестить ссыльного поэта, переведенного из южной ссылки в родовое имение Михайловское Псковской губернии. Именно этот день, 11 января 1825 г., подробно описан в фрагменте, который предлагается для написания изложения. Без выведения этой фоновой информации в "светлое поле сознания с внешней подсказки"3 идейное содержание, смысловая цельность, типологическое и стилевое своеобразие текста останутся недоступными для понимания, что, в свою очередь, негативно отразится на последующем письменном пересказе. В роли "внешней подсказки" выступают сообщения учащихся по темам "Лицейские друзья Пушкина", "Период Михайловской ссылки в жизни и творчестве Пушкина", материалы для которых можно найти в двухтомнике "Друзья Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники", книге В. В. Вересаева "Спутники Пушкина", школьном энциклопедическом словаре "А. С. Пушкин" (под редакцией В. И. Коровина), путеводителях по пушкинским местам и других изданиях. При условии прочтения глубинного подтекста становится прозрачной и композиция исходного текста: 1
Герой повести «Пиковая дама» в эпилоге оказывается в больнице: «Германн сошел с ума, он сидит в Обуховской больнице в 17 номере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «3,7,туз,3,7, дама ...». В 1830 годы карты и мистика - вера в потусторонний мир, в чудесное и таинственное - поработили умы столичных дворян. Это увлечение имело под собой идеологическую почву. Время николаевского правления, искоренение свободной мысли, гонения и доносы, атмосфера предательства и лжи, создавали особую бездуховную атмосферу жизни. Карты стали отдушиной и имитацией жизни:в карточном мире бушевали свои страсти, ежедневно шла битва не на жизнь, а на смерть, шло испытание воли, мужества, чести.Мир карточных страстей подчинял человека. У А.С.Пушкина была идеалистическая концепция об особой роли русской аристократии в общественной жизни. Но надежды на русскую аристократию не оправдались. Именно в «Пиковой даме» он рассчитывается со своими иллюзиями конца 1820- годов, когда возлагал надежды на родовое дворянство и клеймил новоявленных аристократов, порожденных петровским и послепетровским царствованиями. Пушкин создает родословную древнего рода Томских, проследив этот род на протяжении почти столетия, показывает судьбу 3-х поколений графского рода. Бабушка-графиня с мужем жили праздно, не обременяя себя ничем. У них было четверо сыновей: «все четыре - отчаянные игроки». Один из них - отец молодого офицера- участника событий, действие которого происходит в 1830 году. Главное занятие внука - карточная игра. История Томских - это деградация старинного дворянского рода. Это символ упадка, бессилия дворянства, они прожигают жизнь, сидя за карточным столом.Мир, окружающий Германна многозначен. Балы и карты до утра, но нам открывается второй лик столицы, враждебно настроенный по отношению к человеку. Германн - основной образ-символ повести.Он - человек заурядный: молодой инженер, без роду без племени - сын обрусевшего немца. Жил аскетично, мечтал утроить или даже усемерить оставленный ему отцом скромный капитал. Единственное удовольствие - наблюдать за азартной игрой. Его философия лишена значительности, ей чужда поэзия. Смысл и содержание тайной жизни Германна раскрыты исторически и социально точно - он был в душе игрок.Он может сдерживать себя, потому что умеет выжидать.Им руководят азарт и расчет одновременно. Игрокам свойственен авантюризм.Тайная жизнь игрока Германа развивается и существует в двух планах - в реальном и обобщенном. В первом случае раскрывается погоня Германна за подвернувшимся ему случаем - узнать тайну 3-х карт и быстро увеличить свой капитал. В образе Германна, его поступках, его игре и раскрываются нам тайные пружины буржуазного века. Пушкин угадал характерную особенность сознания человека того общества, где все определяют деньги: он, этот человек, игрок. Вся жизнь, построенная на конкуренции, на борьбе одного человека с другим за счастье и свой капитал, есть поединок, есть игра, в которой кто-то выигрывает, кто-то обязательно проигрывает и гибнет. Идеалы Германна, его погоня за призрачной тайной безумны, т.е. лишены смысла, это безумие, безрассудство.Можно вспомнить особенности характера Германна.(Три верные карты - расчет, умеренность, трудолюбие. По национальности - немец, по профессии- инженер, душа - Мефистофель, профиль - Наполеон.Три злодейства, страсти-сильные, воображение - огненное). Мир, развративший Германна, убивший в нем личность, так же безумен. Три последние карты, которые повторяет Герман, утверждает фатальную неизбежность поражения после первых удач. Вместо туза обязательно выйдет дама, игрок в решающий момент «обдернется», как «обдернулся» Герман, как «обдернулся» Наполеон в момент своей самой азартной ставки.«Наполеон-это символ эры индивидуализма, самоутверждения, это- гений века, рождающий безумие Германна». Очень сложный вопрос,поэтому в 1 страничку не уложился.Думаю,что Вы выберете для сочинения нужный Вам материал.