Тютчев написал свое первое стихотворение в одиннадцать лет. За годы своей долгой литературной жизни он стал крупнейшим представителем русской философской лирики. Все пережитое и передуманное им нашло воплощение в его стихах. Фет родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства он был “жаден до стихов”, испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, читая Пушкина. Поэзия Фета и Тютчева — это выражение богатой внутренней жизни авторов, результат неутомимой работы мысли, вся палитра чувств, их волновавших. Вечные темы: природа, любовь и красота - основные темы произведений Фета и Тютчева. Наиболее ярко в лирике Тютчева изображена природа. Для каждого времени года он нашел такие краски, такие рифмы и сравнения, что они запоминаются на всю жизнь. Еще с детства живут в памяти сказочные строки:
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоят... Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой...
Потом приходит пора, когда “еще в полях белеет снег”:
Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она, И ей невольно улыбнулась...
А какая веселая, озорная майская гроза изображена Тютчевым: “Первый гром... грохочет”, “гремят раскаты молодые”, “все вторит весело громам”. Великолепно описан летний вечер, который опускается на землю после знойного дня:
И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды.
И, наконец, “умильная таинственная прелесть” осени, “туманная и тихая лазурь над грустно сиротеющей землею”, когда лежит на всем
Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья.
Однако существует и трагическое различие. “Созвучье полное в природе”: после бурь и гроз всегда наступает успокоение, а в душе человека бури, обогащая ее многообразием чувств, часто оставляют после себя боль утраты и опустошенность. Фет — один из замечательнейших поэтов-пейзажистов. В его стихах весна сходит на землю “невестою-царицей”. Фет описывает природу детально, ни один штрих не ускользает от его пристального взгляда:
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья...
Природа у него очеловечена, как ни у одного из его предшественников, Цветы в стихах Фета улыбаются, пруд грезит, березы ждут, ива “дружна с мучительными снами”, “изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами”, звезды, которым так много строк посвятил Фет, говорят человеку:
Вот почему, когда дышать так трудно, Тебе отрадно так поднять чело С лица земли, где все темно и скудно, К нам, в нашу глубь, где пышно и светло.
Лучшими в лирике Тютчева, на мой взгляд, являются стихи о любви. В ранних произведениях любовь — радость, восторг, “весна в груди”.Денисьевой, самой большой любви поэта. Любимая для Тютчева — “неразгаданная тайна”, “живая прелесть дышит в ней”. Поэт восклицает: “Земное ль в ней очарованье иль неземная благодать?”. Но эта любовь трагична. Она не вынесла “насилья пошлости людской”. И болью отзываются в душе строки:
О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!
Основополагающей для всего творчества Фета является тема любви. Этому драматические обстоятельства, имевшие место в дни его ранней молодости. Находясь на службе в Херсонской области, Фет познакомился с Марией Лазич - девушкой из небогатой семьи. Они полюбили друг друга, но будущий поэт, не имевший никаких средств к жизни, не смог на ней жениться. Девушка вскоре трагически погибла. Всю жизнь, до конца дней Фет не мог ее забыть. Очевидно, жизненная драма внутри, как подземный ключ, питала его лирику. Поэт всю жизнь был связан невидимой нитью со своей погибшей возлюбленной:
И хоть жизнь без тебя Суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, Нас нельзя разлучить.
Он дал торжественное обещание: “Я пронесу твой свет через жизнь земную”, и, действительно, поэт навсегда сохранил в памяти свежесть чувств, образ своей единственной и надежду на воссоединение с ней. Уже на закате жизни он писал:
Мелькнет ли красота иная на мгновенье, Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю; И нежности былой я слышу дуновенье, И, содрогаясь, я пою.
Но страдания не опустошили душу поэта. Целебной силой явилась для него природа, которая забыть “всю злобу гнетущую”. Многие стихи Фета связаны с раздумьями о смерти. В некоторых из них присутствуют мотивы блаженства-небытия:
Если жизнь базар крикливый бога, То только смерть его бессмертный храм.
Фету свойствен ясный и мужественный взгляд на мир, он не боится смерти, не боится жизни. Он, несмотря на внутренний трагизм, а, может быть, благодаря ему, один из самых “солнечных” поэтов. Один из них мне кажется особенно прекрасным:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней...
В произведениях Тютчева любовь к природе, любовь к женщине неразрывно связаны с любовью к Родине, к родному народу. Поэт уверен, что “гордый взор иноплеменный” никогда не оценит в полной мере “край родной долготерпенья”.
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! / Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна “Горе от ума” — это одно из самых злободневных произведений в русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать читателя и сегодня, спустя столетия. В комедии ясно ощущается смена исторических эпох. В высказываниях различных персонажей возникают реалистический образ старой Москвы, уходящей к екатерининским временам, нравы барского общества и вечный конфликт двух поколений. Конфликт комедии углубляют внесценические персонажи. Их в комедии довольно много, благодаря этому фону расширяется полотно жизни столичного дворянства. Все внесценические персонажи можно условно разделить на две большие группы: лагерь Фамусова и лагерь Чацкого. Большая часть их примыкает к фамусовскому кругу. Особенно запоминается дядюшка Фамусова. Максим Петрович — это яркий пример служения царице. Он делал карьеру, не брезгуя угодничеством и собственным унижением перед всесильной Екатериной. Фамусов, восторженно рисуя его стремительный взлет по служебной лестнице, нравоучительно говорит: “Упал он больно — встал здорово. / Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? / Кто слышит при дворе приветливое слово?” Фамусов забывает о другом: время “дураков” проходит. Чацкий считает Фамусова недалеким, его идеалы вызывают в нем только гнев. Он с горечью говорит: “Как тот и славился, чья чаще гнулась шея”. Все жизненные блага представители “века минувшего” получали за то, что унижали свое человеческое достоинство, забывая о чести и гордости родовитых дворян. Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который тоже является идеалом Фамусова. Он сумел не только свою жизнь устроить, но и 6 близких не забыл: “Покойник был почтенный камергер, / С ключом, и сыну ключ умел доставить, / Богат, и на богатой был женат, / Переженил детей, внучат... / Что за тузы в Москве живут и умирают!” Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола. Дамы всесильны. Яркий пример — Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с “чиновными и должностными”. Фамусов говорит: “А дамы? Сунься кто, попробуй овладей. / Судьи всему, везде, над ними нет, судей, / Присутствовать пошлите их в Сенат. / Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! / Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!” Имеет очень большую власть в обществе и княгиня Марья Алексеевна, мнения которой очень боится Фамусов. Грибоедов высмеивает этих “властительниц” устами Чацкого, показывая их пустоту, глупость и вздорный характер. Кроме “тузов”, в дворянском обществе есть люди и помельче. Их больше, и поэтому они являются типичными представителями среднего дворянства. Сценические персоналии этого типа людей — Загорецкий и Репетилов, а из внесценических можно назвать “черномазенького, на ножках журавлиных”, а также “троих из бульварных лиц”, о которых упоминает Чацкий. Все они, сознавая свою ничтожность перед “столпами” московского дворянства, стараются им услужить, раболепствуют, завоевывая их благосклонность. Дух угодничества и лицемерия пронизывает все фамусовское общество. Многочисленные внесценические персонажи в комедии нужны для того, чтобы подчеркнуть характеры главных действующих лиц, раскрыть их мировоззрение. Восхищение Фамусова ничтожными людьми подчеркивает его ограниченный кругозор. Отсюда можно сделать вывод, что он добился положения в обществе и стал влиятельным “тузом”, видимо, благодаря выгодной женитьбе и умению использовать все средства для достижения карьеры. Когда он упрекает Софью, что она похожа на мать тем, что “чуть из постели прыг” — уже с молодыми людьми, то можно не сомневаться: он женился по расчету. Чванливый по отношению к тем, кто ниже его по положению в обществе, Фамусов откровенно заискивает и ищет расположения тупого Скалозуба, который “не нынче — завтра генерал”. Чацкий с насмешкой говорит о родне Фамусова: “А тот — чахоточный, родня вам т-книгам враг, / В Ученый комитет который поселился / И с криком требовал присяг, / Чтоб грамоте никто не знал и не учился”. Этот персонаж, выведенный в комедии, подчеркивает общественно-политическую обстановку в России, раскрывает атмосферу, царящую в обществе. Все боятся образованных людей типа Чацкого, потому что понимают, что недалеко то время, когда их сметет как ненужный хлам новая сила, то есть образованный слой передовых дворян. Они боятся перемен в жизни потому, что без крепостных крестьян сами ничего в жизни не умеют, ни знаний, ни ума, ни у них нет. Ярые крепостники готовы кого угодно объявить сумасшедшим, лишь бы удержать свои привилегии. Комедия Грибоедова, цель которой, по выражению Пушкина, это “изображение характеров и нравов”, и сегодня звучит очень актуально и современно.
Фет родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства он был “жаден до стихов”, испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, читая Пушкина.
Поэзия Фета и Тютчева — это выражение богатой внутренней жизни авторов, результат неутомимой работы мысли, вся палитра чувств, их волновавших.
Вечные темы: природа, любовь и красота - основные темы произведений Фета и Тютчева. Наиболее ярко в лирике Тютчева изображена природа. Для каждого времени года он нашел такие краски, такие рифмы и сравнения, что они запоминаются на всю жизнь. Еще с детства живут в памяти сказочные строки:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоят...
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Потом приходит пора, когда “еще в полях белеет снег”:
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась...
А какая веселая, озорная майская гроза изображена Тютчевым: “Первый гром... грохочет”, “гремят раскаты молодые”, “все вторит весело громам”. Великолепно описан летний вечер, который опускается на землю после знойного дня:
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.
И, наконец, “умильная таинственная прелесть” осени, “туманная и тихая лазурь над грустно сиротеющей землею”, когда лежит на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Однако существует и трагическое различие. “Созвучье полное в природе”: после бурь и гроз всегда наступает успокоение, а в душе человека бури, обогащая ее многообразием чувств, часто оставляют после себя боль утраты и опустошенность.
Фет — один из замечательнейших поэтов-пейзажистов. В его стихах весна сходит на землю “невестою-царицей”. Фет описывает природу детально, ни один штрих не ускользает от его пристального взгляда:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья...
Природа у него очеловечена, как ни у одного из его предшественников, Цветы в стихах Фета улыбаются, пруд грезит, березы ждут, ива “дружна с мучительными снами”, “изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами”, звезды, которым так много строк посвятил Фет, говорят человеку:
Вот почему, когда дышать так трудно,
Тебе отрадно так поднять чело
С лица земли, где все темно и скудно,
К нам, в нашу глубь, где пышно и светло.
Лучшими в лирике Тютчева, на мой взгляд, являются стихи о любви. В ранних произведениях любовь — радость, восторг, “весна в груди”.Денисьевой, самой большой любви поэта. Любимая для Тютчева — “неразгаданная тайна”, “живая прелесть дышит в ней”. Поэт восклицает: “Земное ль в ней очарованье иль неземная благодать?”. Но эта любовь трагична. Она не вынесла “насилья пошлости людской”. И болью отзываются в душе
строки:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Основополагающей для всего творчества Фета является тема любви. Этому драматические обстоятельства, имевшие место в дни его ранней молодости. Находясь на службе в Херсонской области, Фет познакомился с Марией Лазич - девушкой из небогатой семьи. Они полюбили друг друга, но будущий поэт, не имевший никаких средств к жизни, не смог на ней жениться. Девушка вскоре трагически погибла. Всю жизнь, до конца дней Фет не мог ее забыть. Очевидно, жизненная драма внутри, как подземный ключ, питала его лирику. Поэт всю жизнь был связан невидимой нитью со своей погибшей возлюбленной:
И хоть жизнь без тебя
Суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой,
Нас нельзя разлучить.
Он дал торжественное обещание: “Я пронесу твой свет через жизнь земную”, и, действительно, поэт навсегда сохранил в памяти свежесть чувств, образ своей единственной и надежду на воссоединение с ней. Уже на закате жизни он писал:
Мелькнет ли красота иная на мгновенье,
Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю;
И нежности былой я слышу дуновенье,
И, содрогаясь, я пою.
Но страдания не опустошили душу поэта. Целебной силой явилась для него природа, которая забыть “всю злобу гнетущую”.
Многие стихи Фета связаны с раздумьями о смерти. В некоторых из них присутствуют мотивы блаженства-небытия:
Если жизнь базар крикливый бога,
То только смерть его бессмертный храм.
Фету свойствен ясный и мужественный взгляд на мир, он не боится смерти, не боится жизни. Он, несмотря на внутренний трагизм, а, может быть, благодаря ему, один из самых “солнечных” поэтов. Один из них мне кажется особенно прекрасным:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней...
В произведениях Тютчева любовь к природе, любовь к женщине неразрывно связаны с любовью к Родине, к родному народу. Поэт уверен, что “гордый взор иноплеменный” никогда не оценит в полной мере “край родной долготерпенья”.
“Горе от ума” — это одно из самых злободневных произведений в русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать читателя и сегодня, спустя столетия. В комедии ясно ощущается смена исторических эпох. В высказываниях различных персонажей возникают реалистический образ старой Москвы, уходящей к екатерининским временам, нравы барского общества и вечный конфликт двух поколений.
Конфликт комедии углубляют внесценические персонажи. Их в комедии довольно много, благодаря этому фону расширяется полотно жизни столичного дворянства.
Все внесценические персонажи можно условно разделить на две большие группы: лагерь Фамусова и лагерь Чацкого. Большая часть их примыкает к фамусовскому кругу. Особенно запоминается дядюшка Фамусова. Максим Петрович — это яркий пример служения царице. Он делал карьеру, не брезгуя угодничеством и собственным унижением перед всесильной Екатериной. Фамусов, восторженно рисуя его стремительный взлет по служебной лестнице, нравоучительно говорит: “Упал он больно — встал здорово. / Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? / Кто слышит при дворе приветливое слово?” Фамусов забывает о другом: время “дураков” проходит. Чацкий считает Фамусова недалеким, его идеалы вызывают в нем только гнев. Он с горечью говорит: “Как тот и славился, чья чаще гнулась шея”. Все жизненные блага представители “века минувшего” получали за то, что унижали свое человеческое достоинство, забывая о чести и гордости родовитых дворян.
Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который тоже является идеалом Фамусова. Он сумел не только свою жизнь устроить, но и 6 близких не забыл: “Покойник был почтенный камергер, / С ключом, и сыну ключ умел доставить, / Богат, и на богатой был женат, / Переженил детей, внучат... / Что за тузы в Москве живут и умирают!”
Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола. Дамы всесильны. Яркий пример — Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с “чиновными и должностными”. Фамусов говорит: “А дамы? Сунься кто, попробуй овладей. / Судьи всему, везде, над ними нет, судей, / Присутствовать пошлите их в Сенат. / Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! / Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!” Имеет очень большую власть в обществе и княгиня Марья Алексеевна, мнения которой очень боится Фамусов. Грибоедов высмеивает этих “властительниц” устами Чацкого, показывая их пустоту, глупость и вздорный характер.
Кроме “тузов”, в дворянском обществе есть люди и помельче. Их больше, и поэтому они являются типичными представителями среднего дворянства. Сценические персоналии этого типа людей — Загорецкий и Репетилов, а из внесценических можно назвать “черномазенького, на ножках журавлиных”, а также “троих из бульварных лиц”, о которых упоминает Чацкий. Все они, сознавая свою ничтожность перед “столпами” московского дворянства, стараются им услужить, раболепствуют, завоевывая их благосклонность.
Дух угодничества и лицемерия пронизывает все фамусовское общество.
Многочисленные внесценические персонажи в комедии нужны для того, чтобы подчеркнуть характеры главных действующих лиц, раскрыть их мировоззрение. Восхищение Фамусова ничтожными людьми подчеркивает его ограниченный кругозор. Отсюда можно сделать вывод, что он добился положения в обществе и стал влиятельным “тузом”, видимо, благодаря выгодной женитьбе и умению использовать все средства для достижения карьеры. Когда он упрекает Софью, что она похожа на мать тем, что “чуть из постели прыг” — уже с молодыми людьми, то можно не сомневаться: он женился по расчету. Чванливый по отношению к тем, кто ниже его по положению в обществе, Фамусов откровенно заискивает и ищет расположения тупого Скалозуба, который “не нынче — завтра генерал”. Чацкий с насмешкой говорит о родне Фамусова: “А тот — чахоточный, родня вам т-книгам враг, / В Ученый комитет который поселился / И с криком требовал присяг, / Чтоб грамоте никто не знал и не учился”. Этот персонаж, выведенный в комедии, подчеркивает общественно-политическую обстановку в России, раскрывает атмосферу, царящую в обществе. Все боятся образованных людей типа Чацкого, потому что понимают, что недалеко то время, когда их сметет как ненужный хлам новая сила, то есть образованный слой передовых дворян. Они боятся перемен в жизни потому, что без крепостных крестьян сами ничего в жизни не умеют, ни знаний, ни ума, ни у них нет. Ярые крепостники готовы кого угодно объявить сумасшедшим, лишь бы удержать свои привилегии.
Комедия Грибоедова, цель которой, по выражению Пушкина, это “изображение характеров и нравов”, и сегодня звучит очень актуально и современно.