Вспомните ранее прочитанные вами рассказы а.п. чехова. в чем своеобразие чеховских юмористических рассказов? почему они по-прежнему привлекают внимание читателей, а также режиссёров?
Об1. Подготовка к приезду фотографа в деревню: «Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие. Из города на подводе приехал фотограф!».
2. Болезнь Саньки: «Ночью наступила расплата за отчаянный разгул - у меня заболели ноги».
3. Визит учителя: «Я понял: к нам нагрянул важный гость, поскорее спрятался на печку и с высоты увидел школьного учителя, который обметал веником катанки и прицеливался, куда бы повесить шапку».
4. История деревенской школы: «А в какой школе начали работу наши учителя! В деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш».
5. История раскулаченных: «Раскулаченных и подкулачников выкинули вон глухой осенью, стало быть, в самую подходящую для гибели пору».
6. Эпизод со змеей: «Вот тебе и на! Нам надо было учителя-то оборонять, а мы?!».
7. Воспоминания о Деревенская фотография - своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а еще не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разоренного гнезда».ъяснение:
Об1. Подготовка к приезду фотографа в деревню: «Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие. Из города на подводе приехал фотограф!».
2. Болезнь Саньки: «Ночью наступила расплата за отчаянный разгул - у меня заболели ноги».
3. Визит учителя: «Я понял: к нам нагрянул важный гость, поскорее спрятался на печку и с высоты увидел школьного учителя, который обметал веником катанки и прицеливался, куда бы повесить шапку».
4. История деревенской школы: «А в какой школе начали работу наши учителя! В деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш».
5. История раскулаченных: «Раскулаченных и подкулачников выкинули вон глухой осенью, стало быть, в самую подходящую для гибели пору».
6. Эпизод со змеей: «Вот тебе и на! Нам надо было учителя-то оборонять, а мы?!».
7. Воспоминания о Деревенская фотография - своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а еще не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разоренного гнезда».ъяснение:
Объяснение:
- Герои рассказа.
“Память – поддержка и опора героев Воробьѐва. Человек возвращается домой. Человек в
памяти возвращается к пережитому. Память наводит мосты, соединяет разорванное”,-
пишет И. Золотусский. Именно память о любимом человеке не даѐт покоя героям.
- Как автор изображает своих героев? Как показывает их переживания, эмоциональное
состояние?(Портреты героев: Марьянова Сергея, Лебедевой Татьяны. Примеры описания
психологического состояния героев ).
-Каждый из героев рассказа не верит в гибель любимого человека. Докажите.
(Татьяна уходит самовольно из партизанского отряда на поиски любимого, не
вернувшегося из разведки. Сергей приезжает после войны к Лебедевым домой в надежде
увидеть Таню. Девушка уезжает на родину Сергея. Сергей пишет повесть о Тане и в своѐм
произведении всегда еѐ от врагов”).
Жизнь сильнее войны. Мысль о друг друге не даѐт им покоя. Их верность – свята.
-Какой эпизод рассказа заставляет нас задуматься над глубиной чувства любви и
верности?
(Трагическая история лебедей. Пересказ. Обращаем внимание на фамилию героиниЛебедева. “Говорящая” фамилия).
-Можно ли сказать, что история гибели лебедей, услышанная Марьяновым у костра ему найти Татьяну?(В продолжении разговора у костра он услышал историю
Тани. Она жива!)
-Найдите в тексте слова старика о любви: «А настоящая любовь … она будто все время в
весне ты живешь, в саду … А сад тот цветет и цветет, и ни ему нет конца, ни твоей
радости края». Эти слова предшествуют рассказу незнакомого старика о любви
человеческой. Согласны ли вы с авторскими метафорами в описании настоящего чувства?
- Особенности рассказа.
(Контраст. Фольклорные элементы: название, диалектные слова, повторы слов .
Временные рамки: начало и конец рассказа – осень. Лирические отступления. )
-В чѐм смысл названия рассказа – “Гуси - лебеди”?
-Какова идея произведения?
- Чем каждого из вас поразил рассказ?
Да, война и любовь, вроде, несовместимые понятия. Но война – это и испытание, и
проверка больших чувств. Герои рассказа с честью и достоинством пронесли через
горнило войны верность своим чувствам. Мы восхищаемся ими.
-Как герои произведения относятся друг к другу? Они любят и любимы. Но обратите
внимание на парадокс: молодые люди ни разу не показаны вместе, рядом, мы не слышим
разговоров о любви, признаний. Хотя для влюбленных это так естественно . Что же
позволяет нам говорить о глубоком чувстве , соединяющем Таню и Сергея?
Да, поступки всегда красноречивее: готовность пожертвовать собой, пойти на верную
смерть, только бы найти и вернуть любимого – разве не говорит все это само за себя и не
заменяет тысячи красивых, но все же только слов!
-Как вы думаете, для чего включена в рассказ история о красивых птицах?
-Какое еще развитие получает образ лебедя в произведении? Что он символизирует?
-Как в связи с этим воспринимается название рассказа? ( Ученики говорят о верности, о
любви). Не напоминает ли оно вам детство, сказки? Конечно же, русскую народную
сказку «Гуси-лебеди»! Странная ассоциация, так ведь разговор мы ведем «о человеческой,
нашей русской любви…»
-Найдите в тексте слова старика о любви: «А настоящая любовь … она будто все время в
весне ты живешь, в саду … А сад тот цветет и цветет, и ни ему нет конца, ни твоей
радости края». Эти слова предшествуют рассказу незнакомого старика о любви
человеческой. Согласны ли вы с авторскими метафорами в описании настоящего чувства?
- Как заканчивается рассказ, для чего, по-вашему, автор использует такой прием?
7. Обобщение. Слово учителя. К.Д. Воробьев пытался выразить в своих произведениях
незыблемое в нашей «временной» жизни: любовь, верность, благородство, порядочность.
Ни время, ни обстоятельства не являются преградой для мужественных сердец. Именно
любовь преодолеть все преграды главным героям, Сергею Марьянову и Татьяне
Лебедевой. Каждый из них не верит в гибель любимого человека. Окончание рассказа
доброе, какое-то сказочное… Жизнь сильнее войны!