Всероссийская олимпиада школьников по литературе Школьный этап
2020-2021 учебный год
Задания для 7-8 классов
Задания рассчитаны на 60минут. Максимальный за работу — 45.
Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на
данные после него вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна
представлять собой цельный, связный, завершённый текст.
Н.Рубцов
Далекое
В краю, где по дебрям, по рекам
Метелица свищет кругом,
Стоял, запорошенный снегом,
Бревенчатый низенький дом.
Я помню, как звезды светили,
Скрипел за окошком плетень,
И стаями волки бродили
Ночами вблизи деревень...
Как все это кончилось быстро!
Как странно ушло навсегда!
Как шумно - с надеждой и свистом
Помчались мои поезда!
И все же, глаза закрывая,
Я вижу: над крышами хат,
В морозном тумане мерцая,
Таинственно звезды дрожат.
А вьюга по сумрачным рекам,
По дебрям гуляет кругом,
И, весь запорошенный снегом,
Стоит у околицы дом...
1967-1971
Опорные вопросы:
1. С каким чувством лирический герой вспоминает свой деревенский дом?
2. Какова роль повторов в стихотворении?
3. Как связаны в стихотворении образы вьюги, поезда и звезд?
4. Раскройте символический смысл названия стихотворения.
Жило-было в книжке одно предложение, которое читалось так: В большом красивом лесу живут зайцы, белки, лисы и многие другие животные.
И вот захотели существительные из этого предложения встать впереди всех. Никак не хотели они стоять на своем месте. Но прилагательные и глагол стали им грозить, что выгонят их из предложения. Существительные знали, что без них предложение будет неполным и незаконченным. Тогда решили союз, глагол и прилагательные пойти к царю страны Русского языка, чтобы он рассудил их. Царь долго думал и принял решение, что если существительные не одумаются, то он переделает предложение так, что обойдется без существительных и заменит их картинками. Существительные испугались и быстро встали на свои места.