Вопросы по роману-эпопее тихий ! 1) в чем видит м. шолохов сильные и слабые стороны красного и белого движений. какова его собственная позиция? 2) объясните, какое развитие событий предсказывают эпиграфы? 3) . каких казачьих родов можно проследить на всем протяжении романа? почему автор так внимательно относится к родословной его героев? 4) выделите наиболее яркие эпизоды всех войн, изображенных м. шолоховым. как проявляется в них авторское отношение к войне и к междоусобице? 5) . покажите, в чем видит м. шолохов сильные и слабые стороны красного и белого движений. какова его собственная позиция?
Рижская операция (Первая мировая война, 1914-1918). Наступление 8-й германской армии (генерал О. Гутьер) в районе Риги 19—24 августа 1917 г. Немцам на Рижском направлении противостояла 12-я русская армия (генерал Д.П. Парский). 19 августа германские войска перешли в наступление. В нем немцы применили новую тактику прорыва. Она предполагала минимальное время на артподготовку и быструю атаку пехоты, которая для обеспечения неожиданности выдвигалась на боевые позиции в самый последний момент. При этом огневые точки противника накрывались дымовой завесой, образуемой от взрывов специальных дымовых снарядов. Этот метод получил впоследствии название «гутьеровской тактики».
К полудню немецкие части форсировали Двину, угрожая выйти в тыл оборонявшим Ригу частям. В этих условиях Парский приказал эвакуировать Ригу. 21 августа немцы вступили в город, куда специально по случаю этого торжества прибыл германский кайзер Вильгельм II. Вскоре после взятия Риги немецкие войска прекратили наступление. Потери русских в Рижской операции составили 18 тыс. чел. (из них 8 тыс. пленных). Урон немцев — 4 тыс. чел. Большую роль в столь быстром и крупном успехе германских войск сыграли политические события 1917 г., оказавшие разлагающее воздействие на русскую армию. Поражение под Ригой вызвало обострение внутриполитического кризиса в России
В народных сказках и произведениях древней литературы проявляется общность сюжетов (бой с двенадцатиголовым змеем Ивана царевну, в сказке «Два Ивана – солдатских сына» повторяется в предании «Чудо Георгия со змеем») .
Уже в древнерусской литературе ощущается тесная связь с фольклором. Фольклорные жанры многообразно входили в древнерусскую литературу. Исторические предания, героические сказания, песни о воинских походах нашли отражение в произведениях древнерусской литературы и ее образной системе. Образы многих литературных героев близки былинным. Они наделены богатырскими чертами, их величие гиперболизировано. Враги напоминают сказочных чудовищ, персонажей сказочных темных сил, врагов-великанов. Действия героев, их борьба с противниками близки по описанию былинным и сказочным героям. Русские богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович соотнесены с героями древней литературы: Никитой Кожемякой, Пересветом и Ослабя. Описание вражеской силы (движение несметных сил половцев) в «Слове о полку Игореве» напоминает изображение врага в былине «Илья и Соловей-разбойник» («у того ли города Чернигова нагнано-то силушки черным-черно») .
Для древнерусской литературы, как и для сказки, характерно перевоплощение-оборотничество героев, использование повторов, символов, иносказательной речи персонажей, перенесение в литературу из фольклора таких народно-поэтических элементов, как постоянные эпитеты (черна земля, зелена трава, сине море, борзый конь и т. п.) . И в былине, и в литературе действие чаще всего происходит в Киеве. События, образы, природа в древней литературе напоминают фольклорные. Здесь также звери и птицы (вой волков и лай лисиц, клекот орлов, черные тучи, идущие с моря) , народно-поэтические символы (кукушка, соловей) . Женские образы в древней литературе – Ярославна, Ксения, княгиня Ольга, Феврония – близки к сказочным мудрым девам (Василиса Премудрая, Марья Моревна) , песенному фольклору (Авдотья Рязаночка) . И в древней литературе, и в сказке используются одинаковые изобразительные средства, олицетворяющие природу (светлое-пресветлое солнце, Днепр-Словутич, ветер-ветрило) и художественные элементы, в частности повтор. Сам жанр плача, столь характерный для древнерусской литературы, является фольклорным жанром.