Вопросы по "мцыри". (отвечать на все! ) 1)какие эпизоды поэмы следовало бы,по-вашему, иллюстрировать? 2)определите,как построена поэма. что даёт для понимания характера мцыри 2-я глава? почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою? 3)слово исповедь имеет много значений! в каком значении, употреблено это слово в этом рассказе? 4)на основании текста поэмы покажите, что мцыри спорит с монахом. какие взгляды монаха мцыри отвергает? 5)в главе 8 мцыри говорит то хочешь знать, что делал я на воле? что означает жить для мцыри? почему мцыри называет монастырь тюрьмой? 6) что поразило мцыри за стенами монастыря и вызвало подъём его душевных сил? какие эпизоды трёхдневных скитаний мцыри вы считаете особенно важными? почему? 7)как связаны картины кавказкой природы с чувствами и переживаниями мцыри? 8) почему погиб мцыри? какие изменения в отношении к себе и миру произошли у героя в предсмертные часы? раскаялся ли он в своих стремлениях и поступках?
2. В последующих главах показан монолог Мцыри, его исповедь. Он говорит о том, что он обрёл , сбежав из монастыря. Он любит свободу, он понял истинное чувство любви, он познал значение борьбы, схватки за жизнь. Вкус свободы оказывается так сладок, что за него можно отдать жизнь - вот главная мысль романтической поэмы.
3. Исповедь — это откровенное, честное признание в своих поступках, сообщение своих мыслей, взглядов, стремлений; исповедаться — значит покаяться в своих грехах, ничего не утаить. Однако исповедь Мцыри — не покаяние, а утверждение своего права на свободу, волю. «И о прощенье не молю», — говорит он старому монаху, пришедшему к нему «с увещеваньем и мольбой».
4. Защищая свое право на волю и счастье, он отрицает самые основы религиозной морали и монастырского существования. Не «кельи душные и молитвы», а «чудный мяр тревог и битв» ; не одиночество в «сумрачных стенах», а «отчизна, дом, друзья, родные», общение с близкими и милыми людьми; не самоограничение и аскетизм монахов , а полнота жизни, радость бытия-таковы жизненные идеалы Мцыри , отстаиваемые им в споре с монахом .
5. Находясь в монастыре, Мцыри томился от одиночества. Он не находил ни одной родственной души, с кем он мог поговорить, кому мог открыться. Монастырь превратился для него в тюрьму
6. Его поразила красота природы свободная жизнь, он вдохнул запах "свободной жизни"
7. Кавказ как территория бесконечной свободы и дикой вольности, где человек противостоит заведомо превосходящим его силам стихии, пространством бесконечной авантюры, боя с природой и боя с самим собой.
8. Он свободный человек и в неволе (монастыре) жить не мог.
Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него за монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти "пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом", "горные хребты, причудливые, как мечты". Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.
Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются романтическими символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но здесь они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на "рай и вечность". Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.