Вопросы к стихотворениям осенние пейзажи н.а.заболоцкого 1. где на увиденной картине осеннего дождя находится герой? 2.как он связан с окружающим его миром? 3. какие мысли и образы вызывает у вас слово "утро"? а слово "осень"? 4.чем осеннее утро отличается от простого? 5.почему стихотворения расположены именно в таком порядке? 6.как меняются чувства героя в цикле? чем вызваны эти изменения?
1. под дождём
мой зонтик рвется, точно птица,
и вырывается, треща.
шумит над миром и дымится
сырая хижина дождя.
и я стою в переплетенье
прохладных вытянутых тел,
как будто дождик на мгновенье
со мною слиться захотел.
2. осеннее утро
обрываются речи влюбленных,
улетает последний скворец.
целый день осыпаются с кленов
силуэты багровых сердец.
что ты, осень, наделала с нами!
в красном золоте стынет земля.
пламя скорби свистит под ногами,
ворохами листвы шевеля.
3. последние канны
все то, что сияло и пело,
в осенние скрылось леса,
и медленно дышат на тело
последним теплом небеса.
ползут по деревьям туманы,
фонтаны умолкли в саду.
одни неподвижные канны
пылают у всех на виду.
так, вытянув крылья, орлица
стоит на уступе скалы,
и в клюве ее шевелится
огонь, выступая из мглы.
стихотворение «сентябрь» было написано н. заболоцким в 1957 году. оно относится к пейзажной лирике. в нем поэт признается в своей любви к осенней природе. осень — время, любимое многими поэтами и художниками. все мы помним «золотую осень» левитана. «унылая пора! очей очарованье!
приятна мне твоя прощальная краса», — эти строки, ставшие для нас хрестоматийными, не теряют своей ценности до сих пор. баратынский, пушкин, тютчев — все они писали об осени. свой оригинальный взгляд на осеннюю природу представляет нам н. заболоцкий.
стихотворение построено на основе антитезы. композиционно мы можем выделить в нем две условные части. первая часть — это первая строфа, обнажающая мрачный сентябрьский пейзаж:
сыплет дождик большие горошины,
рвется ветер, и даль нечиста.
закрывается тополь взъерошенный серебристой изнанкой листа.
вторая часть — все остальные строфы. мы видим, как мертвый осенний день вдруг оживает под солнечным лучом, пробившимся сквозь облака:
но взгляни: сквозь отверстие облака,
как сквозь арку из каменных плит,
в это царство тумана и морока первый луч, пробиваясь, летит.
и вся природа сразу оживляется, становится яркой, достойной кисти живописца. в финале поэт сопоставляет природу и человека: словно девушка, вспыхнув, «засияла в конце сентября» орешина. и это хрупкое деревце напоминает ему «молодую царевну в венце»:
нарисуй, словно деревце, зыбкую молодую царевну в венце с беспокойно скользящей улыбкою на заплаканном юном лице.
поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («серебристой изнанкой листа»), сравнение («словно деревце, зыбкую молодую царевну в венце»), олицетворение («закрывается тополь взъерошенный серебристой изнанкой листа»).
произведения для сопоставления: ф.и. тютчев «есть в осени первоначальной», а.с. пушкин «осень».
скрепа: антитетичность картин осенней природы; сближение природного и человеческого миров (сравнение осени с «чахоточной девой» у пушкина).