Во второй главе «Сын за отца не отвечает» поэт достоверно воспроизводит атмосферу сталинского времени. Какие приметы сталинской эпохи Твардовский изображает в этой главе?
Можно представить поэму без 3 главы? Какие мысли рождает она у нас, нынешних читателей? Понятны ли вам, людям "из другого поколения", мысли автора?
ПО ПРАВУ ПАМЯТИ ТВАРДОВСКИЙ.
Александр Трифонович Твардовский (1910—1971) родился на Смоленщине в семье крестьянина. В 14 лет комсомолец и селькор. В пятнадцать лет покинул родные места, чтобы, как он говорил, вырвать старый мир из своей души. Позже — студент Смоленского педагогического института.
По идейным соображениям порвал с отцом, деревенским кузнецом, который всю жизнь мечтал выбраться в крепкие хозяева. Когда его вызвали по делу раскулачивания отца, заявил, что с «семьей не прожи¬вает и идейно с ней не связан». Отказавшись от отца и братьев, Твардовский всю жизнь очень тя-жело переживал свое предательство.ч
Твардовский ввел понятие «малого мира», «мирка», придав ему значение того истока, откуда человек до конца дней черпает нравственную энергию. Трагически переживал поэт многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенесшим разорение и сосланным на уральский лесоповал.
Основные темы всего произведения. Тема раскаяния и личной вины человека; тема памяти и забвения; тема «сыновней ответственности», тема исторического возмездия.
Признание самого поэта: «У меня как бы две биографии: репутация народного поэта и наследственное клеймо классового врага». «Сын кулака» — это клеймо значилось в анкетах, которые заполнял Твардовский. Он носил его более двадцати лет.
В поэме «По праву памяти» Твардовский выступает не бесстрастным летописцем, а свидетелем обвинения.
- Примеры речевых штампов 1930-1950-х гг., которые используются во второй главе. Их роль. Применение речевых штампов политической термино-логии сталинской эпохи («классовый враг», «отец народов», «вождь», «кулак», «сын врага народа») становится у Твар¬довского отражения духа времени, особенностей мышления и мироощущения советских людей той поры.
Время, о котором поэт ведет речь, воскрешает своеобразная лексика: «анкета» со «зловещей некогда графой», «несмываемая отметка» в ней, «чад полуночных собраний», «публичная пытка», «мытарил вопрос», «в кромешный список занесен», «два мира», «чье-то головокруженье», «враг народа», «слепой и дикий для круглой цифры приговор».
Слова «Сын за отца не отвечает» звучат в этой главе несколько раз. Повторяясь, эти слова получают все новое и новое смыс¬ловое и эмоциональное наполнение. Именно повтор позволяет просле¬дить за развитием темы «пяти слов».
Сын за отца не отвечает —
Пять слов по счету, ровно пять.
Но что они в себе вмещают.
Вам, молодым, не вдруг обнять.
Их обронил в кремлевском зале
Тот, кто для всех нас был одним
Судеб вершителем земным,
Кого народы величали
На торжествах отцом родным.
Сталинская эпоха, в восприятии поэта, — жестокое время, искалечившее судьбы миллионов ни в чем не повинных людей.
Автор обвиняет сталинизм за:
• Драматизм само¬ощущения советского человека — «сына врага народа» («Клеймо с рожденья отмечало / Младенца вражеских кровей»),
• траги¬ческую участь раскулаченных («в тоске великой / он покидал свой дом и двор»),
• искалеченные судьбы бывших советских военнопленных («из плена в плен — под гром победы»),
• ре¬прессии малых народов.
Лирического герой пытается разобраться, кто же виноват в случившемся и упрекает себя и свое поколение в гражданской несостоятельности, слепой вере в непогре¬шимость вождя, беспрекословном подчинении его воле («за всеобщего отца / Мы оказались все в ответе»).
- Сталин, отец героя – образы, которые наиболее ярко представлены поэтом в этой главе.
Объяснение: