Всередине 80-х годов xix века в творчестве чехова происходит перелом. в пестрой толпе "толстых" и "тонких", "хамелеонов", "унтеров пришибеевых" появляются новые лица - молчаливых, бедно одетых, нечиновных, людей. гувернантка, живущая в "чужих людях", полностью зависимая от своих хозяев ("размазня"), худенькая анюта, " бледная, с кроткими серыми глазами" ("анюта"), извозчик иона, оставшийся наедине со своим горем - неизбывным, ни с кем не разделенным ("тоска"), эти герои человечны, их страдания неподдельны, и рассказ о них требует уже иного тона. тут своеобразный переход писателя от юмора к "серьезу". с каждым годом их все больше в произведениях чехова — людей простых, зависимых, угнетенных. тихие и незаметные, они сначала совсем теряются в толпе. молча живут и молча . каждый — наедине со своей бедой. но постепенно закрадывается в их сознание мысль, что жизнь несправедлива к ним, оттесняя их на задний план и отводя заранее каждому из них маленькое место, за пределы которого выходить не дозволено. перекликаются между собой чеховский рассказ «анюта» (1886) и картина прянишникова «в мастерской художника» (1890). героиня чехова анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. "за все шесть-семь лет её шатания по меблированным комнатам, таких, как клочков, знала она человек пять. теперь все они уже покончали курсы, вышли в люди и, конечно, как порядочные люди, давно уже забыли её. один из них живёт в париже, два докторами, четвёртый художник, а пятый даже, говорят, уже профессор. клочков — шестой… скоро и этот кончит курс, выйдет в люди. несомненно, будущее прекрасно, и из клочкова, вероятно, выйдет большой человек, но настоящее совсем плохо: у клочкова нет табаку, нет чаю, и сахару осталось четыре кусочка. нужно как можно скорее оканчивать вышиванье, нести к заказчице и потом купить на полученный четвертак и чаю и табаку. " она с такой любовью и самоотвержением заботится о клочкове, настолько преисполнена сознанием важности его дела, что готова бесконечно стоять перед ним с прорисованными угольком на теле ребрами, не жалуясь на стужу дешевого меблированного номера, в котором они живут. «клочков занялся выстукиванием и так погрузился в это занятие, что не заметил, как губы, нос и пальцы у анюты посинели от холода. анюта дрожала и боялась, что медик, заметив её дрожь, перестанет чертить углем и стучать и потом, , дурно сдаст экзамен» . но вот в номер заходит друг клочкова, начинающий художник, и просит анюту позировать ему для завершения картины. «человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь» , — веско поддерживает друга клочков. и анюта покорно отправляется к художнику. полотно прянишникова — словно продолжение рассказа об анюте, которая так же терпеливо позирует художнику в такой же холодной комнате и только на минуту осмеливается приблизиться к маленькой железной печурке, в которую художник торопливо, не выпуская палитры из рук, подкладывает дрова. даже чеховская деталь — шерстяной платок, который набрасывает на обнаженные плечи анюта, — сохранена у прянишникова.
на протяжении xix века писателей волновала проблема «униженных и оскорблённых», и они писали об этом в своих произведениях. первым тему «маленького человека» раскрыл а.с. пушкин в повести «станционный смотритель», продолжил эту тему н.в. гоголь, создавший в «шинели» образ акакия акакиевича. они утверждали, что каждый человек имеет право на жизнь, на счастье. ф.м. достоевский является не просто продолжателем этих традиций, он всем своим творчеством доказал, что всякий человек, кто бы он ни был, имеет право на сочувствие и сострадание.
уже в первом своём романе «бедные люди» ф.м. достоевский правдиво изобразил мир обездоленных и угнетённых людей. главные герои романа – макар девушкин – полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и варенька – девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. автор сочувствует своим героям, показывает красоту их души и внутреннее благородство.
в романе «униженные и оскорблённые» опять мы видим обездоленных людей. коварный и подлый человек валковский втянул ихметьева в судебный процесс и выиграл его. обедневший помещик превращается в городского разночинца. опять нищета. в судьбе наташи ихметьевой такой семейный крах отозвался в её поступках, которые она пытается оправдать не столько отчаянием, сколько жертвенной покорностью мужчине. наташа покидает отца, становится духовной рабыней алёши, зная, что он открыто любит другую девушку.
особое место в творчестве ф.м. достоевского занимает роман «преступление и наказание». никогда раньше писатель так широко не изображал нищету и страдания обездоленных.
на протяжении xix века писателей волновала проблема «униженных и оскорблённых», и они писали об этом в своих произведениях. первым тему «маленького человека» раскрыл а.с. пушкин в повести «станционный смотритель», продолжил эту тему н.в. гоголь, создавший в «шинели» образ акакия акакиевича. они утверждали, что каждый человек имеет право на жизнь, на счастье. ф.м. достоевский является не просто продолжателем этих традиций, он всем своим творчеством доказал, что всякий человек, кто бы он ни был, имеет право на сочувствие и сострадание.
уже в первом своём романе «бедные люди» ф.м. достоевский правдиво изобразил мир обездоленных и угнетённых людей. главные герои романа – макар девушкин – полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и варенька – девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. автор сочувствует своим героям, показывает красоту их души и внутреннее благородство.
в романе «униженные и оскорблённые» опять мы видим обездоленных людей. коварный и подлый человек валковский втянул ихметьева в судебный процесс и выиграл его. обедневший помещик превращается в городского разночинца. опять нищета. в судьбе наташи ихметьевой такой семейный крах отозвался в её поступках, которые она пытается оправдать не столько отчаянием, сколько жертвенной покорностью мужчине. наташа покидает отца, становится духовной рабыней алёши, зная, что он открыто любит другую девушку.
особое место в творчестве ф.м. достоевского занимает роман «преступление и наказание». никогда раньше писатель так широко не изображал нищету и страдания обездоленных.