Во по прочитанному :» Космос, нервная система и шмат сала» Литература
1 ) Почему Юрка живет у старика Наума Евстигнеича?
2)Где живут его собственные дети? Как он к ним относится?
3)Почему старик не понимает пользу учения?
4)О чем мечтает Юрка?
5)О каком ученом рассказывает Юрка?
6)Что в этом рассказе больше всего поразило старика?
7)Как Юрка доказывает старику,что от похмелья можно избавиться с науки?
8)Чем закончился спор нового поколения со старым?
9)Перед нами всего один вечер из жизни героев. Как вы думаете,изменились ли они за этот вечер?
Рассказ пронизан юмором, но в нём заложена мысль о разрушающей
душу меркантильности, о "вещной болезни".
Этой "болезнью заражен" герой рассказа "осмос, нервная система
и шмат сала" .
Шукшин, рассказывая обыденные истории, заставляет нас задуматься
о важных жизненных ценностях, задуматься о выборе каждого
жизненных приоритетов.
Материальное благосостояние для старика- главная жизненная
ценность, и никаких нравственных преград к его обретению для него
не существует.
Евстигнеич не верит в бога. Он предлагает не молиться ради благодати,
а работать, добывая ее. Но коллективной работы, работы для
других, общества старик не признает.
Евстигнеич малограмотен и испытывает огромный интерес к
Юркиным занятиям. Его интересуют во веры, астрономии,
физиологии.
Старик, загораясь интересом, обнаруживает всю свою
искренность безыскусность, что и делает его
образ привлекательным.
Он, несмотря на возраст, вступает в горячие споры с Юркой,
веря и не веря ему одновременно, относясь к его рассказам с
подозрением и в то же время радуясь тем новшествам науки,
о которых так легко рассказывает восьмиклассник.
Особенно сильное впечатление на старика произвел рассказ
Юрки об академике Павлове.
Удивителен и непонятен для Евстигнеича подвиг самопожертвования
ради науки. Но он потряс его настолько, что куда-то подевались и
жадность его, и скряжничество.
Евстигнеич угощает Юрку большим куском сала, и не в долг, а от души.
Юрка приоткрывает старику такие стороны жизни, о которых старик и
не знал. И это касается не только науки, но и жизненных ценностей.
Мы смеемся, читая рассказы Шукшина, но задумываясь над
прочитанным, не знаем: веселиться нам или горевать?
"Чудики" Шукшина не понимают своей чудности, но продолжают вести
свою борьбу. Борьба эта смешна, но приводит к великим выводам.
В неумении выразить себя, во внешне смешном бунте человека Шукшин видел духовное содержание, искаженное
бессмысленной действительностью и отсутствием культуры,
отчаяние людей не умеющих противостоять житейской злобе.
Объяснение:сам сократишь ок
Учитель русского языка и литературы СШ №14 имени А.Нусипбаева Тореева Гаухар Байжановна
11 класс. Литература. (М)
Тема: Рассказ В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»
Цели изучения темы:
а) познакомить с рассказом «Космос, нервная система и шмат сала», определить особенности стиля В.М. Шукшина
б формированию информационной культуры, критического мышления. формирование коммуникативных навыков
в) формировать коммуникативную культуру
Методы: словесные, наглядные, аудиовизуальные и т.д.
Тип урока: объяснение новой темы
Ход урока:
І. Орг.момент.
ІІ. О домашнего задания. Жизнь и творчество В.М.Шукшина. Работа по слайдам.
ІІІ. Новая тема. Рассказ Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»
А) Словарная работа
Шмат - шматок м. южн. зап. пск. твер. тамб. кус или кусок, ломоть; часть, отрезок, отрывок; иногда расстоянье. Шмат, шматина хлеба, мяса. Шматочек свиного сала. Собака из полы целый шмат вырвала.
Вступительное слово учителя
Рассказ В.Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» написан в 1966 г. Живет мальчик Юрка на квартире старого одинокого пенсионера Наума Евстигнеича. Юрка из соседней деревни, где нет десятилетки. Отца у него нет – утонул на лесосплаве. Осталась мать с четырьмя детьми. Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил школу, а Юрка мечтает поступить в мединститут.
Юрке не хватает до конца месецев продуктов, полученных от матери, и он ест хлеб в сухомятку, Старик порой ему дает в долг пшена на кашу. При этом пшено старик обязательно взвешивает. Сам при этом ни в чем не нуждается., «живет справно», т.е. в достатке, а Юрке безвозмездно все-таки не может. Наум Евстигнеич – скряга отменный. Ему дети, в погребе чего только нет. Старик удивляется: зачем учиться восемь лет, чтобы стать хирургом и получать маленькую зарплату. Он советует Юрке учиться на шофера; Наум ругает ученье и все дары цивилизации. У него идет вечный спор с пятнадцатилетним жильцом. Юрка жадно впитывает знания. У него ясное представление о будущем. Увлеченно рассказывает он старику о космосе, об инопланетянах, о научном и техническом прогрессе. Наум ярый спорщик – ничему не верит, все отвергает. Но вот рассказ Юрки о том, как умирая, академик Павлов до последнего мгновения служил науке, взволновал старика. Он даже подобрел – угостил Юрку салом.
В) Чтение текста учащимися
С фильма (2 мин.)
Д аудиозаписи (3мин.)
ІV.Закрепление.
Выполнение разноуровневых заданий
А
1.Назовите героев рассказа.
2.Почему Юрка квартирует у Евстигнеича?
3. Как Наум Евстигнеич относится к Юрке?
4. Чем удивляет Наума Юрка?
5. Какова главная черта Наума Евстигнеича?
6. Почему старик часто спускается в погреб, садится на приступку и подолгу задумчиво сидит?
В
1. Почему старик любит поговорить?
2. Как вы думаете, любопытствует или поддразнивает старик Юрку, когда расспрашивает его о житье – бытье мира?
3. Нужно ли человеку долго жить?
а)Мнение Юрки. б)Мнение старика.
4. О чем спорят герои.
5. Ради чего живет Наум?
6. Ради чего живет Юрка?
7. А как вы думаете, как должен жить человек?
С
1. Как повлиял Юрка на старика?
2. Какое отношение у вас сложилось к героям?
3. Давайте вернёмся к цепочке ключевых слов. Какие из них наиболее значимы на ваш взгляд?
Космос
Нервная система
Шмат сала
V. Заполнение диаграммы Венна.
VI. Заключение.
Да, действительно, отдельные слова вырастают до символов, описывая мелочи будничной жизни автор незаметно привёл нас к философским проблемам.
Не случайно автор поставил рядом эти слова, потому, что они говорят о том, чем должен жить человек. Да, человек должен иметь высокую цель в жизни, свой «космос», верить в него, иначе его жизнь будет неполной, лишенной красоты, но у него должно быть и то материальное (шмат сала в данном случае), без которого трудно прожить. В конце концов, именно с шмата сала» старый и малый урегулировали свои разногласия.
В этом забавном поучительном рассказе пробивается шукшинская боль за то, что нет в нашей жизни ещё гармонии. И не случайно человек (нервная система) помещён в середину названия. Человек находится в положении выбора. В какую сторону он отклонится? Что перевесит в нем.
Вот эти во и тревожат Василия Макаровича Шукшина песни Высоцкого «Канатоходец»
VIII. Задание на дом
Объяснение: