образ "значительного лица" и его роль в повести "шинель". возмездие за грехи получает не только переписчик канцелярских бумаг башмачкин, но и "значительное лицо". "значительное лицо" – важный образ повести, ведь именно отношение высокого начальника к акакию акакиевичу и послужило причиной смерти последнего. характерно, что чиновник подхватывает простуду не той морозной ночью, когда у него украли шинель, и ему приходится раздетому возвращаться домой. герой простужается и заболевает только через несколько дней, возвращаясь от генерала после "распекания".
образ "значительного лица" имеет несколько прототипов. первый – начальник гоголя по службе в. и. панаев, канцелярией министерства императорского двора и начальник второго отделения департамента уделов, где н. в. гоголь в 1830-1831 годах служил канцелярским чиновником и столоначальника. исследователи считают прототипом "значительного лица" и николая i, находя у гоголевского героя некоторые общие черты с царем (богатырская наружность, мужественный вид, привычка репетировать речи перед зеркалом) . гоголь подчеркивает, насколько генеральский чин исказил характер "значительного лица": "он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив; но генеральский чин совершенно сбил его с толку. получивши генеральский чин, он как-то спутался, сбился с пути и совершенно не знал, как ему быть".
можно предположить, что первая "встреча" башмачкина со "значительным лицом" произошла не тогда, когда акакий акакиевич лишился шинели и попытался с сильных мира сего ее вернуть, а еще тогда, когда он только пришел к портному петровичу и увидел его табакерку "с портретом какого-то генерала". картинка словно оживает, и через некоторое время башмачкин предстает перед реальным "значительным лицом". образ "значительного лица" в повести раздваивается: этот герой изображается в произведении и как олицетворение безликой государственной власти, которой нет дела до "маленького человека", и одновременно как "человек порядочный, во многих отношениях даже не глупый", но "сбившийся с пути". мотив пути в повести "шинель" (как и поэме "мертвые души") связан с темой покаяния, искупления грехов.
образы акакия акакиевича и "значительного лица" тесно перекликаются друг с другом. и башмачкин, получивший шинель, и генерал, сделавшийся недавно "значительным лицом", еще не успели окончательно привыкнуть к своему новому положению. одного "генеральский мундир сбил совершенно с толку" и он начал пытаться подражать своему представлению о генеральском достоинстве, а другого шинель ввела в соблазн и заставила следовать заведенному в чиновничьей среде порядку: отметить обновку пирушкой. несчастье, постигшее башмачкина, постигает и генерала, тем самым уравнивая их. этому служит и перекличка сцен пропажи шинели у акакия акакиевича и у "значительного лица". и башмачкин и генерал до пропажи шинели пребывают в гостях, где выпивают "два бокала шампанского" и, почувствовав "веселость", оба начинают проявлять интерес к женскому полу: башмачкин, возвращаясь домой, "побежал было вдруг, неизвестно почему, за какой-то , которая, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения", а генерал "решил не ехать еще домой, а заехать к одной знакомой ". затем героев постигает несчастье, не оставляющее в их настроении и следа от былой "веселости". лишившись шинели, башмачкин прибегает домой "в совершенном беспорядке: волосы < …> растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу". "значительное лицо" "бледный, перепуганный и без шинели" приезжает домой и проводит остаток ночи "в весьма большом беспорядке". бедствия одного становятся началом бедствий для другого. принцип сюжетного параллелизма позволяет писателю показать скрытое сходство башмачника
«век нынешний» и «век минувший». спор поколений в комедии «горе от ума».
фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»
комедия «горе от ума» а.с.грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. в пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. главный герой «горя от ума» александр андреевич чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». также представлен в комедии «горе от ума» спор поколений. что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «горя от ума».
«век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. главным представителем консервативного дворянства является павел афанасьевич фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. он в казенном доме. его дочь софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «горе от ума».
в первом действии фамусов застает софью в комнате с молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. ему не нравится поведение дочери, и фамусов начинает читать ей мораль. в его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «дались нам эти языки! берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». к иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».
однако фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. в связи с этим в пьесе «горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. о себе фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем». но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой лизой? для фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. и если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. даже лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с молчалиным, а от общественных пересудов: «грех не беда, молва не хороша». эта позиция характеризует фамусова как морально разложившегося человека. а имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?
в связи с этим напрашивается вывод, что для фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели».
этот принцип обхождения с людьми фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. расчет и выгода господствуют в жизни фамусова и его сторонников: «будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених». такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. они заложники и рабы своего собственного комфорта: «да и кому в москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы? »
то, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. и это уже не просто спор поколений в произведении «горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. с большим восхищением фамусов вспоминает своего дядю максима петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и был «весь в орденах». чем заслужил он свое высокое положение в обществе? однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. увидев улыбку на лице самодержицы, максим петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. такое умение «подслужиться», по мнению фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.
своей дочери фамусов прочит в женихи полковника скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с и чинами».
образ "значительного лица" и его роль в повести "шинель". возмездие за грехи получает не только переписчик канцелярских бумаг башмачкин, но и "значительное лицо". "значительное лицо" – важный образ повести, ведь именно отношение высокого начальника к акакию акакиевичу и послужило причиной смерти последнего. характерно, что чиновник подхватывает простуду не той морозной ночью, когда у него украли шинель, и ему приходится раздетому возвращаться домой. герой простужается и заболевает только через несколько дней, возвращаясь от генерала после "распекания".
образ "значительного лица" имеет несколько прототипов. первый – начальник гоголя по службе в. и. панаев, канцелярией министерства императорского двора и начальник второго отделения департамента уделов, где н. в. гоголь в 1830-1831 годах служил канцелярским чиновником и столоначальника. исследователи считают прототипом "значительного лица" и николая i, находя у гоголевского героя некоторые общие черты с царем (богатырская наружность, мужественный вид, привычка репетировать речи перед зеркалом) . гоголь подчеркивает, насколько генеральский чин исказил характер "значительного лица": "он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив; но генеральский чин совершенно сбил его с толку. получивши генеральский чин, он как-то спутался, сбился с пути и совершенно не знал, как ему быть".
можно предположить, что первая "встреча" башмачкина со "значительным лицом" произошла не тогда, когда акакий акакиевич лишился шинели и попытался с сильных мира сего ее вернуть, а еще тогда, когда он только пришел к портному петровичу и увидел его табакерку "с портретом какого-то генерала". картинка словно оживает, и через некоторое время башмачкин предстает перед реальным "значительным лицом". образ "значительного лица" в повести раздваивается: этот герой изображается в произведении и как олицетворение безликой государственной власти, которой нет дела до "маленького человека", и одновременно как "человек порядочный, во многих отношениях даже не глупый", но "сбившийся с пути". мотив пути в повести "шинель" (как и поэме "мертвые души") связан с темой покаяния, искупления грехов.
образы акакия акакиевича и "значительного лица" тесно перекликаются друг с другом. и башмачкин, получивший шинель, и генерал, сделавшийся недавно "значительным лицом", еще не успели окончательно привыкнуть к своему новому положению. одного "генеральский мундир сбил совершенно с толку" и он начал пытаться подражать своему представлению о генеральском достоинстве, а другого шинель ввела в соблазн и заставила следовать заведенному в чиновничьей среде порядку: отметить обновку пирушкой. несчастье, постигшее башмачкина, постигает и генерала, тем самым уравнивая их. этому служит и перекличка сцен пропажи шинели у акакия акакиевича и у "значительного лица". и башмачкин и генерал до пропажи шинели пребывают в гостях, где выпивают "два бокала шампанского" и, почувствовав "веселость", оба начинают проявлять интерес к женскому полу: башмачкин, возвращаясь домой, "побежал было вдруг, неизвестно почему, за какой-то , которая, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения", а генерал "решил не ехать еще домой, а заехать к одной знакомой ". затем героев постигает несчастье, не оставляющее в их настроении и следа от былой "веселости". лишившись шинели, башмачкин прибегает домой "в совершенном беспорядке: волосы < …> растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу". "значительное лицо" "бледный, перепуганный и без шинели" приезжает домой и проводит остаток ночи "в весьма большом беспорядке". бедствия одного становятся началом бедствий для другого. принцип сюжетного параллелизма позволяет писателю показать скрытое сходство башмачника
объяснение:
«век нынешний» и «век минувший». спор поколений в комедии «горе от ума».
фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»
комедия «горе от ума» а.с.грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. в пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. главный герой «горя от ума» александр андреевич чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». также представлен в комедии «горе от ума» спор поколений. что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «горя от ума».
«век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. главным представителем консервативного дворянства является павел афанасьевич фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. он в казенном доме. его дочь софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «горе от ума».
в первом действии фамусов застает софью в комнате с молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. ему не нравится поведение дочери, и фамусов начинает читать ей мораль. в его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «дались нам эти языки! берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». к иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».
однако фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. в связи с этим в пьесе «горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. о себе фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем». но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой лизой? для фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. и если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. даже лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с молчалиным, а от общественных пересудов: «грех не беда, молва не хороша». эта позиция характеризует фамусова как морально разложившегося человека. а имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?
в связи с этим напрашивается вывод, что для фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели».
этот принцип обхождения с людьми фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. расчет и выгода господствуют в жизни фамусова и его сторонников: «будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених». такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. они заложники и рабы своего собственного комфорта: «да и кому в москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы? »
то, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. и это уже не просто спор поколений в произведении «горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. с большим восхищением фамусов вспоминает своего дядю максима петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и был «весь в орденах». чем заслужил он свое высокое положение в обществе? однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. увидев улыбку на лице самодержицы, максим петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. такое умение «подслужиться», по мнению фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.
своей дочери фамусов прочит в женихи полковника скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с и чинами».