Л.Н. Толстой считал, что для зачина романа должна быть найдена такая обстановка, чтобы из нее, «как из фонтана», разбрызгивалось действие «в разные места, где будут играть роль разные лица». Именно поэтому роман начинается с описания вечера в салоне А.П. Шерер. Автор постоянно подчеркивает разницу между тем, что говорят и какговорят. Москва в русской литературе традиционно изображалась в сравнении с Петербургом: Москва всем русским городам – мать и европейский Петербург с его изысканностью и холодностью как воплощение власти, бюрократии и закона. Такое противопоставление легко обнаружить и Л.Н. Толстого.
1.Счастье (поиск, сущность, утрата счастья). В 1918 году Сергей Есенин публикует стихотворение «Вот оно глупое счастье». В нем он вспоминает о своём беззаботном детстве, где счастье представлялось ему чем-то далёким, но одновременно близким.
2.Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой). Он размышляет и о расставании, и о тоске, и даже о радости, созвучной с его же печалью. Несмотря на то, что Есенин пользовался популярностью у противоположного пола, это не помешало ему внести в свои лирические строки долю трагизма.
3.Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь). Для Есенина родная земля и есть лучшее воплощение любви. Например, в произведении «Руси» он признается ей в своих возвышенных чувствах, будто перед ним дама сердца, а не абстрактный образ отечества.
4.Природа (прелесть пейзажа, описание времен года). Например, в стихотворении «Белая береза…» подробно описывается как само дерево, так и его белый цвет, который ассоциируется с неустойчивостью, а так же с символичным значением смерти. Примеры стихов Есенина о природе перечислены тут.
5.Деревня. Например, в стихотворении «Село» изба – нечто метафизическое: это и благосостояние, и «сытый мир», но только лишь в сопоставлении с крестьянскими избами, которые своей «затхлостью» форм отличаются от вышеуказанных – это явная аллегория между властью и народом.
6.Революция, война, новая власть. Достаточно обратиться к одной из самых лучших работ поэта — поэме «Анна Снегина» (1925): здесь и события 1917 года, и личное отношение Есенина к этому трагическому времени, которое перерастает в некое предупреждение «наступающему будущему».
2."Берёза"
История создания – стихотворение написано восемнадцатилетним Есениным в 1913 году, являясь частью его раннего творческого наследия.
Тема – красота символа России, который прекрасен вне зависимости от времени года.
Основная мысль - Очень лирическое стихотворение "Берёза" С. Есенина многогранно. Оно посвящено любимому дереву русского народа - берёзе. Основная мысль стихотворения - любовь к родным местам, к своим "корням", к России. Поэт с любовью и нежностью описывает зимнюю берёзу, подмечает красоту зимнего утра. Для поэта берёза живая, родная, красивая. Образ берёзы это и образ девушки, и образ русской природы, образ Родины.
Композиция одночастная, развивающаяся линейно.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – трехстопный хорей с пиррихием.
Метафоры – “зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”.
Сравнение – “что кудри”.
Олицетворение – “черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.
"Гой ты,Русь,моя родная..."
История создания – стихотворение было написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 в сборнике «Радуница».
Тема стихотворения – русские искренняя любовь к родине.
Основная мысль-С.Есенин хочет показать, что он дорожит своей родиной и не променяет её даже на рай.
Композиция – Анализируемый стих – целостный монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
Жанр – эллегия.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
С.А.Есенин
1.Основные темы в творчестве С.А.Есенина:
1.Счастье (поиск, сущность, утрата счастья). В 1918 году Сергей Есенин публикует стихотворение «Вот оно глупое счастье». В нем он вспоминает о своём беззаботном детстве, где счастье представлялось ему чем-то далёким, но одновременно близким.
2.Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой). Он размышляет и о расставании, и о тоске, и даже о радости, созвучной с его же печалью. Несмотря на то, что Есенин пользовался популярностью у противоположного пола, это не помешало ему внести в свои лирические строки долю трагизма.
3.Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь). Для Есенина родная земля и есть лучшее воплощение любви. Например, в произведении «Руси» он признается ей в своих возвышенных чувствах, будто перед ним дама сердца, а не абстрактный образ отечества.
4.Природа (прелесть пейзажа, описание времен года). Например, в стихотворении «Белая береза…» подробно описывается как само дерево, так и его белый цвет, который ассоциируется с неустойчивостью, а так же с символичным значением смерти. Примеры стихов Есенина о природе перечислены тут.
5.Деревня. Например, в стихотворении «Село» изба – нечто метафизическое: это и благосостояние, и «сытый мир», но только лишь в сопоставлении с крестьянскими избами, которые своей «затхлостью» форм отличаются от вышеуказанных – это явная аллегория между властью и народом.
6.Революция, война, новая власть. Достаточно обратиться к одной из самых лучших работ поэта — поэме «Анна Снегина» (1925): здесь и события 1917 года, и личное отношение Есенина к этому трагическому времени, которое перерастает в некое предупреждение «наступающему будущему».
2."Берёза"
История создания – стихотворение написано восемнадцатилетним Есениным в 1913 году, являясь частью его раннего творческого наследия.
Тема – красота символа России, который прекрасен вне зависимости от времени года.
Основная мысль - Очень лирическое стихотворение "Берёза" С. Есенина многогранно. Оно посвящено любимому дереву русского народа - берёзе. Основная мысль стихотворения - любовь к родным местам, к своим "корням", к России. Поэт с любовью и нежностью описывает зимнюю берёзу, подмечает красоту зимнего утра. Для поэта берёза живая, родная, красивая. Образ берёзы это и образ девушки, и образ русской природы, образ Родины.
Композиция одночастная, развивающаяся линейно.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – трехстопный хорей с пиррихием.
Эпитеты – “белая береза”, “пушистые ветки”, “снежная кайма”, “белая бахрома”, “сонная тишина”, “золотой огонь”, “новое серебро”.
Метафоры – “береза принакрылась снегом”, “распустились кисти”, “горят снежинки”, “заря обходит кругом”.
Сравнение – “снегом точно серебром”.
"Черёмуха"
История создания – Есенин написал “Черемуху” в 1915 году, а читатель смог познакомиться с ним уже в мартовском номере журнала “Мирок”.
Тема стихотворения – рассказ о черемухе.
Основная мысль-С.Есенин хотел показать нам весеннее пробуждение чувств, которое объединяет все живое и придает жизни радость.
Композиция – одночастная линейная.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – двухстопный ямб с перекрестной рифмой.
Эпитеты – “душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”.
Метафоры – “зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”.
Сравнение – “что кудри”.
Олицетворение – “черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.
"Гой ты,Русь,моя родная..."
История создания – стихотворение было написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 в сборнике «Радуница».
Тема стихотворения – русские искренняя любовь к родине.
Основная мысль-С.Есенин хочет показать, что он дорожит своей родиной и не променяет её даже на рай.
Композиция – Анализируемый стих – целостный монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
Жанр – эллегия.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».
Эпитеты – «Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий веселый пляс».
Сравнения – «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как сережки прозвенит девичий смех».