Композиция (от лат. composito – составление, связывание) , построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. понятие «композиция» близко по значению понятию «структура художественного произведения» , но под структурой произведения подразумеваются все его элементы в их взаимосвязи, в т. ч. и относящиеся к содержанию (сюжетные роли персонажей, соотнесённость героев между собой, авторская позиция, система мотивов, изображение движения времени и т. д.) . можно говорить об идейной или мотивной структуре произведения, но не об идейной или мотивной композиции. в лирических произведениях к композиции относятся последовательность строк и строф, принцип рифмовки (композиция рифмы, строфика) , звуковые повторы и повторения выражений, строк или строф, контрасты (антитезы) между разными стихами или строфами. в драматургии композиция произведения состоит из последовательности сцен и актов, содержащихся в них реплик и монологов действующих лиц и авторских пояснений (ремарок) . в повествовательных жанрах композиция – это изображение событий (сюжет) и внесюжетные элементы: описания обстановки действия (пейзаж – описания природы, интерьер – описание убранства помещения) ; описания внешности героев (портрет) , их внутреннего мира (внутренние монологи, несобственно-прямая речь, обобщённое воспроизведение мыслей и т. д.) , отступления от сюжетного повествования, в которых выражены мысли и чувства автора по поводу происходящего (так называемые авторские отступления) . сюжет, свойственный драматическим и повествовательным жанрам, также обладает собственной композицией. элементы композиции сюжета: экспозиция (изображение обстановки, в которой зарождается конфликт, представление персонажей) ; завязка (зарождение конфликта, исходная точка сюжета) , развитие действия, кульминация (момент наивысшего обострения конфликта, сюжетный пик) и развязка (исчерпание конфликта, «окончание» сюжета) . в некоторых произведениях также есть эпилог (рассказ о последующих судьбах героев) . отдельные элементы композиции сюжета могут повторяться. так, в романе а. с. пушкина «капитанская дочка» три кульминационных эпизода (взятие белогорской крепости, гринёв в ставке пугачёва в бердской слободе, встреча маши мироновой с екатериной ii), а в комедии н. в. гоголя «ревизор» три развязки (ложная развязка – хлестакова с дочерью городничего, вторая развязка – приход почтмейстера с известием о том, кто такой хлестаков на самом деле, третья развязка – приход жандарма с известием о приезде истинного ревизора) . к композиции произведения относится также структура повествования: смена рассказчиков, изменение повествовательных точек зрения. существуют определённые повторяющиеся типы композиции: кольцевая композиция (повторение начального фрагмента в конце текста) ; концентрическая композиция (сюжетная спираль, повторение аналогичных событий по ходу развития действия) , зеркальная симметрия (повторение, при котором в первый раз один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа) . пример зеркальной симметрии – роман в стихах а. с. пушкина «евгений онегин» : сначала татьяна ларина отправляет письмо онегину с признанием в любви, а он отвергает её; потом онегин, полюбив татьяну, пишет ей, она же отвергает
Чиновники уездного города в комедии н. в. гоголя «ревизор» – это герои провинциальной россии, сатирически изображенные автором. эти люди типичны для своего времени и в то же индивидуальны. что связывает их? страх пред ревизором «инкогнито». у них у всех есть «грешки» – они берут взятки, присваивают казенные деньги, заботятся не о службе, а о собственном благополучии. городничий купцам обманывать казну: «а кто тебе сплутовать, когда ты строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, тогда как его и на сто рублей не было? » он берет взятки и с купцов, и с родителей рекрутов, вымогает дорогие подарки. в городе в то же время «грязь, нечистота». судья ляпкин-тяпкин пятнадцать лет просидел на судейском стуле, но в его бумагах «сам соломон не разрешит», что в них правда, а что неправда. судья берет взятки «борзыми щенками», уверяя, что «это совсем иное дело». попечитель богоугодных заведений земляника наживается на больных, не давая им никаких лекарств, поэтому они у него, «как мухи выздоравливают». почтмейстер шнекин вскрывает чужие письма и из любопытства оставляет их у себя. смотритель училищ лука лукич до смерти запуган, что его могут обвинить в вольнодумстве. каждый герой – комическая индивидуальность, но всех их объединяет жадность, зависть к чужому успеху. давая взятки мнимому ревизору, они верят, что он хитрый и умный человек, ведь он под благовидным предлогом просит «взаймы», а это не преступление. земляника еще и успевает донести на своих сослуживцев, обещая изложить все на бумаге. они шумно поздравляют городничего с успехом, про себя завидуя ему. а потом злорадствуют, читая письмо хлестакова: каждому приятно унизить другого, но никто не хочет читать о себе. так же мелочны и завистливы их жены, мечтающие о и нарядах. все готовы перессориться, когда выясняется, что хлестаков не ревизор, но страх при известии, что настоящий ревизор требует их к себе, снова всех объединяет.