Как и все произведения Л. Н. Толстого, трилогия “Детство. Отрочество. Юность” явилась, по сути, воплощением большого количества замыслов и начинаний. В ходе работы над произведением писатель тщательно оттачивал каждую фразу, каждую сюжетную комбинацию, старался подчинить все художественные средства четкому следованию общей идее. В тексте толстовских произведений важно все, мелочей нет. Каждое слово употреблено не случайно, каждый эпизод продуман. Главной целью Л. Н. Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою нерасторжимость с ним, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысление окружающей его среды. Отдельные повести составляют трилогию, действие же в них происходит согласно идее, сначала в усадьбе Иртеньевых (“Детство”), затем мир значительно расширяется (“Отрочество”). В повести “Юность” тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Не случайно со смертью матери в первой части разрушается гармония отношений в семье, во второй — умирает бабушка, унося с собой огромную моральную силу, и в третьей — папа вторично женится на женщине, у которой даже улыбка всегда одинаковая. Возвращение прежнего семейного счастья становится совершенно невозможным. Между повестями существует логическая связь, оправданная прежде всего логикой писателя: становление человека хоть и разделяется на определенные стадии, однако непрерывно на самом деле. Повествование от первого лица в трилогии устанавливает связь произведения с литературными традициями того времени. Кроме того, оно психологически сближает читателя с героем. И наконец, такое изложение событий указывает на некоторую степень автобиографичности произведения. Впрочем, нельзя сказать, что автобиографичность явилась наиболее удобным воплотить некий замысел в произведении, так как именно она, судя по высказываниям самого писателя, не позволила осуществить первоначальную идею. Л.'Н. Толстой задумывал произведение как тетралогию, то есть хотел показать четыре этапа развития человеческой личности, но философские взгляды самого писателя в ту пору не укладывались в рамки сюжета. Почему же все-таки автобиография? Дело в том, что, как сказал Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой “чрезвычайно внимательно изучал типы жизни человеческого духа в самом себе”, что давало ему возможность “написать картины внутренних движений человека”. Однако важно то, что в трилогии фактически два главных героя: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство, отрочество, юность. Сопоставление взглядов ребенка и взрослого индивида всегда было объектом интересов Л. Н. Толстого. Да и дистанция во времени просто необходима: Л. Н. Толстой писал свои произведения обо всем, что в данный момент его волновало, а значит, в трилогии должно было найтись место для анализа русской жизни вообще. Каждая главасодержит в себе определенную мысль, эпизод из жизни человека.
Вроде бы все было просто и понятно лирический герой выпускает на волю птичку «при светлом празднике весны» и становится «доступен утешенью» . «Светлый праздник весны» — это Христово Воскресенье (Пасха) , а в одном из писем другу поэт писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресенье выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это» Стихотворение Пушкина называется «Птичка» .Разве за рассказом о том, как лирический герой выпустил птичку, не стоит какой-то более глубокий смысл?? Все происходит вдали от Родины, на чужбине. Почему же тогда наблюдаю? Не мог он этого наблюдать там, тем более «свято» . Как можно «свято наблюдать» ? Значит, слово наблюдаю здесь имеет значение не «смотрю» , а «соблюдаю» . Теперь все становится на свои места: и на чужбине, вдали от Родины «свято» соблюдаю «родной обычай старины» . Это тема. Идея - «воля» — «свобода» . Наверное, не просто так автор это понятие с синонимов называет дважды. Слово свобода — многозначное. Из четырех значений, данных в толковом словаре С. И. Ожегова, последнее: «состояние того, кто не находится в заключении, в неволе» . А к слову воля', — «свободное состояние» дан омоним воля осуществлять желания» . Свобода — ее нет у лирического героя, и именно ее дарит он птичке. Но ведь жизнь без свободы бессмысленна, без нее невозможно счастье? ! О каком же «утешении» говорит лирический герой? Изгнанник не стал свободным, но подарил свободу другому (птичке) и в этом нашел «утешение» . Он не ожесточился, не перестал верить в Добро. А если ты делать добрые дела, значит, Бог не забыл тебя. Действительно, слова свобода — воля часто воспринимаются как близкие синонимы. На самом деле между ними имеются глубокие различия. На наш взгляд, специфически русское понятие выражено в слове воля. Именно воля издавна ассоциировалась в сознании русского человека с бескрайними просторами, «где гуляем лишь ветер.. . да я» . У Полонского В безмятежной тишине Песни птички голосистой Раздаются в вышине. Птичка на воле, ей вольготно, у нее есть подружка Есть у ней приют ночной, Средь некошеного луга, Под росистою травой. Она от радости и чувства жизни поет для земли, в небесах. Поэт завидует ее простой, не гордой душе и сердцу. Она свободна и от души поет.
Главной целью Л. Н. Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою нерасторжимость с ним, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысление окружающей его среды. Отдельные повести составляют трилогию, действие же в них происходит согласно идее, сначала в усадьбе Иртеньевых (“Детство”), затем мир значительно расширяется (“Отрочество”). В повести “Юность” тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Не случайно со смертью матери в первой части разрушается гармония отношений в семье, во второй — умирает бабушка, унося с собой огромную моральную силу, и в третьей — папа вторично женится на женщине, у которой даже улыбка всегда одинаковая. Возвращение прежнего семейного счастья становится совершенно невозможным. Между повестями существует логическая связь, оправданная прежде всего логикой писателя: становление человека хоть и разделяется на определенные стадии, однако непрерывно на самом деле.
Повествование от первого лица в трилогии устанавливает связь произведения с литературными традициями того времени. Кроме того, оно психологически сближает читателя с героем. И наконец, такое изложение событий указывает на некоторую степень автобиографичности произведения. Впрочем, нельзя сказать, что автобиографичность явилась наиболее удобным воплотить некий замысел в произведении, так как именно она, судя по высказываниям самого писателя, не позволила осуществить первоначальную идею. Л.'Н. Толстой задумывал произведение как тетралогию, то есть хотел показать четыре этапа развития человеческой личности, но философские взгляды самого писателя в ту пору не укладывались в рамки сюжета. Почему же все-таки автобиография? Дело в том, что, как сказал Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой “чрезвычайно внимательно изучал типы жизни человеческого духа в самом себе”, что давало ему возможность “написать картины внутренних движений человека”. Однако важно то, что в трилогии фактически два главных героя: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство, отрочество, юность. Сопоставление взглядов ребенка и взрослого индивида всегда было объектом интересов Л. Н. Толстого. Да и дистанция во времени просто необходима: Л. Н. Толстой писал свои произведения обо всем, что в данный момент его волновало, а значит, в трилогии должно было найтись место для анализа русской жизни вообще.
Каждая главасодержит в себе определенную мысль, эпизод из жизни человека.
Стихотворение Пушкина называется «Птичка» .Разве за рассказом о том, как лирический герой выпустил птичку, не стоит какой-то более глубокий смысл?? Все происходит вдали от Родины, на чужбине. Почему же тогда наблюдаю? Не мог он этого наблюдать там, тем более «свято» . Как можно «свято наблюдать» ? Значит, слово наблюдаю здесь имеет значение не «смотрю» , а «соблюдаю» . Теперь все становится на свои места: и на чужбине, вдали от Родины «свято» соблюдаю «родной обычай старины» . Это тема. Идея - «воля» — «свобода» . Наверное, не просто так автор это понятие с синонимов называет дважды. Слово свобода — многозначное. Из четырех значений, данных в толковом словаре С. И. Ожегова, последнее: «состояние того, кто не находится в заключении, в неволе» . А к слову воля', — «свободное состояние» дан омоним воля осуществлять желания» . Свобода — ее нет у лирического героя, и именно ее дарит он птичке. Но ведь жизнь без свободы бессмысленна, без нее невозможно счастье? ! О каком же «утешении» говорит лирический герой? Изгнанник не стал свободным, но подарил свободу другому (птичке) и в этом нашел «утешение» . Он не ожесточился, не перестал верить в Добро. А если ты делать добрые дела, значит, Бог не забыл тебя. Действительно, слова свобода — воля часто воспринимаются как близкие синонимы. На самом деле между ними имеются глубокие различия. На наш взгляд, специфически русское понятие выражено в слове воля. Именно воля издавна ассоциировалась в сознании русского человека с бескрайними просторами, «где гуляем лишь ветер.. . да я» .
У Полонского
В безмятежной тишине
Песни птички голосистой
Раздаются в вышине.
Птичка на воле, ей вольготно, у нее есть подружка
Есть у ней приют ночной,
Средь некошеного луга,
Под росистою травой.
Она от радости и чувства жизни поет для земли, в небесах. Поэт завидует ее простой, не гордой душе и сердцу. Она свободна и от души поет.