Стихотворение содержит ряд противопоставлений: свободная природа - скованный властью поэт-изгнанник, холодность - пламенность, бесчувствие - страдание. Но поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство. Поэтика Жанр - элегия. Стихотворный метр - четырёхстопный дактиль, система рифмовки - перекрёстная, дактилические рифмы. Основной приём стихотворения - аллегория. Автор ведёт воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он соотносит свою судьбу с движением туч. Возникает образ странника, одиноко бредущего по дорогам жизни. В стихотворении сливаются две важнейшие лермонтовские темы: свободы и одиночества. В первой строфе образы туч и лирического героя сопоставлены, а во второй строфе они резко противопоставляются: тучам чужды страсти и страдания, они - "вечно холодные, вечно свободные". Этот контраст подчёркивает трагическую несвободу, изгнанничество лирического героя. В риторических вопросах, которые герой задаёт тучам: Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? слышны те причины горечи и разочарования, которые заставляют самого героя покинуть родину и умчаться в чужие края. Тучки так же, как и герой, мчатся "с милого севера", но ими не руководит жестокий рок, в них нет души, они не испытывать боль. Причина их "бега" иная: Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. Поэт использует также выразительные эпитеты, синтаксические повторы, инверсии ("Тучки небесные, вечные странники, / Степью лазурною, цепью жемчужною..."). Это придаёт стихотворению лиризм и напевность.
Самым близким к Лермонтову героем критик назвал Мцыри. "Это, - писал Белинский, - отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что пи говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью. Это произведение субъективное". Субъективными Белинский называл такие произведения, в которых особенно сильно отразилась личность создавшего их автора.
Конечно, Белинский видел «лермонтовский элемент» и я Демоне, и в Арбенине, и в Печорине. Но он был прав, говоря, что ни один из них не - "сливается" так с их творцом, как пламенный Мцыри. И Демону, и Арбенину, и Печорину свойственны раздвоенность, сплетение положительных и отрицательных черт. Все они не принимают такого порядка вещей, Где нет ни истинного счастья, Ни долговечной красоты. Ими владеет властный "дух отрицанья, дух сомненья". Они подвергают беспощадному обличению "зло" мира. И в этом их неоспоримая и большая сила. Но, вольно или невольно, каждый из них вносит в жизнь долю "зла", ибо каждый из них - крайний индивидуалист и эгоист. И эти стороны их характеров Лермонтовым показаны не менее ярко и не только объяснены, но и без колебаний осуждены. Мцыри ближе Лермонтову не только потому, что в нем нет раздвоенности, присущей Демону, Арбенину и Печорину, а и потому, что его образ служит утверждению самых дорогих для поэта идеалов - любви к живой жизни, любви к людям. В "Мцыри" они утверждаются непосредственно, через тот героический лиризм, который составляет самую характерную черту поэзии Лермонтова.
"Это, - писал Белинский, - отражение в поэзии тени его собственной личности.
Во всем, что пи говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его
собственной мощью. Это произведение субъективное".
Субъективными Белинский называл такие произведения, в которых
особенно сильно отразилась личность создавшего их автора.
Конечно, Белинский видел «лермонтовский элемент» и я Демоне, и в
Арбенине, и в Печорине. Но он был прав, говоря, что ни один из них не -
"сливается" так с их творцом, как пламенный Мцыри.
И Демону, и Арбенину, и Печорину свойственны раздвоенность, сплетение положительных и отрицательных черт. Все они не принимают такого
порядка вещей,
Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты.
Ими владеет властный "дух отрицанья, дух сомненья". Они подвергают
беспощадному обличению "зло" мира. И в этом их неоспоримая и большая
сила. Но, вольно или невольно, каждый из них вносит в жизнь долю "зла",
ибо каждый из них - крайний индивидуалист и эгоист. И эти стороны их
характеров Лермонтовым показаны не менее ярко и не только объяснены,
но и без колебаний осуждены.
Мцыри ближе Лермонтову не только потому, что в нем нет раздвоенности,
присущей Демону, Арбенину и Печорину, а и потому, что его образ служит утверждению самых дорогих для поэта идеалов - любви к живой жизни, любви
к людям.
В "Мцыри" они утверждаются непосредственно, через тот героический лиризм,
который составляет самую характерную черту поэзии Лермонтова.